Новости

Почему правители Россиийской империи закрывали глаза на жестокость помещиков

Как известно, во время правления императрицы Елизаветы Петровны в России впервые за столетия отказались от смертной казни. Однако же именно в это время "процветала" помещица Дарья Салтыкова, знаменитая "Салтычиха". И жалобы на нее оставались без внимания. Почему было возможно такое?

Без смертной казни, но с жестокими наказаниями

Действительно, императрица избегала подписывать смертные приговоры. Известно, например, что она отказалась утвердить вердикт суда, который приговорил к смертной казни Наталью Лопухину. Ее обвинили в том, что она унижала Елизавету Петровну во времена правления Анны Иоанновны. Казнь заменили на битье кнутом, вырывание языка, конфискацию имущества и ссылку в Сибирь.

Но Лопухина была представительницей высшего сословия. Ей, можно сказать, отомстили за былые унижения. А как обстояли дела, например, у  крестьян?

По вышеприведенному примеру с Салтычихой можно понять, что дела обстояли не очень. Помещики не имели права казнить своих крестьян. Однако же практика жестоких телесных наказаний распространялась повсеместно. Нередки были случаи, когда по приказанию помещиков виновных запарывали до смерти. Ну или объявленных таковыми...

Опора государства

И нельзя говорить, что в правительстве сидели люди, которых совершенно не обращали внимания на злоупотребления. Нет, конечно, поведение той же Дарьи Салтыковой многие в то время полагали вопиющим. Ее в конце концов арестовали и приговорили у суровому наказанию. Но только было это уже во времена Екатерины II.

Проблема была в том, что помещики по сути были единственными управленцами на местах, которые отвечали за поддержание порядка, набор рекрутов и сбор налогов. Заменить их государству было некем. И попыток таких не предпринималось.

Рассматривая помещиков как опору государства, власти в столице были вынуждены закрывать глаза на злоупотребления. До тех пор, конечно, пока они не становились совсем уж вопиющими.

Однако это имело обратную сторону, которая отразилась во время восстания Емельяна Пугачева. Повстанцы сполна отыгрались на помещиках и их семьях, не разбираясь, кто и в самом деле был жесток, а кто нет. Такова была расплата за политику государства.

Тамара Копнянская