Новости

Почему правительство Екатерины II искало в восстании Пугачева иностранный след

21 января 1775 года на Болотной площади в Москве был казнен предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев. "Царь Петр Федорович", как именовал он себя сам и его сторонники. Но этому предшествовали несколько месяцев допросов. И частности, власти весьма интересовал вопрос, не действовал ли Пугачев по указанию иностранных держав.

Что было с Пугачевым после ареста

Пленили Пугачева 8 сентября 1774 года, после чего он был доставлен в Яицкий городок. Туда в скором времени прибыл со своим отрядом Александр Васильевич Суворов, которому было поручено доставить Пугачева в Симбирск. Суворов же был первым, кто допросил лидера мятежников. Хотя, сделал он это скорее из любопытства.

Настоящие допросы начались именно в Симбирске, в начале октября 1774 года. Здесь Пугачева допрашивали командующий войсками, отправленными на подавление восстания, генерал-аншеф граф П.И.Панин и начальник секретных комиссий генерал-майор П.С.Потёмкин. Здесь впервые в ходе допросов Пугачева и его соратников пытали…

Откуда в деле Пугачева взялись "иностранные державы"

И именно здесь впервые был поднят вопрос о том, не действовал ли Пугачев и его соратники по наущению иностранных держав. Также у него пытались узнать, не было ли заговорщиков-дворян. Абсурд? Но своя логика у представителей властей была. И эти вопросы были согласованы с самой императрицей.

В свое время Емельян Пугачев поучаствовал в Семилетней войне и одной из войн Российской и Османской империй. Собственно, когда началось восстание, эта война с турками еще продолжалась.

Кроме того, в окружении Екатерины II помнили о неоднократных попытках в том числе и иностранных государств поучаствовать в судьбе свергнутого Елизаветой Петровной императора Иоанна VI Антоновича. Он был убит в тюрьме в июле 1764 года. Но кого еще могли найти в Берлине, Париже, Вене или Лондоне на роль русского монарха?

Что касается "дворян-заговорщиков", то и здесь власти исходили из предположений о возможных попытках переворота. Даже спустя более чем десятилетие после прихода к власти Екатерина II не отбрасывала такую возможность. Тем более, что прецеденты были.

Конечно, ни следов иностранных государств, ни дворян-заговорщиков в деле Емельяна Пугачева не обнаружилось. Это стало понятно довольно быстро. Тем не менее, допросы продолжались еще несколько месяцев. И сама императрица весьма беспокоилась о состоянии здоровья лидера мятежников и его сподвижников. Не из гуманизма, конечно. По мнению Екатерины II, их смерть до того, как они понесут заслуженное (и публичное) наказание, была бы крайне нежелательна.

Михаил Арсаков