Новости

Почему Россия не стала мешать созданию Германской империи

18 января 1871 года в Зеркальной галерее Версальского дворца была провозглашена Германская империя. Ее правителем, кайзером, был провозглашен прусский король Вильгельм I.

Путь к триумфу Бисмарка

Это был триумф короля и канцлера Отто фон Бисмарка. Только что было нанесено поражение Франции, которая до войны с Пруссией была одной из ведущих мировых держав. И хотя в состав Германской империи на момент ее провозглашения входили не все немецкие земли, очень скоро к ней присоединились Бавария и другие южногерманские государства. Бисмарк добился своей главной цели - объединения германских земель под властью прусского короля.

Так в Европе появилось еще одно, очень сильное и амбициозное государство. Но почему Российская империя оказалась в стороне от этого процесса?

Ну не то чтобы в стороне - просто в Петербурге придерживались благожелательного нейтралитета по отношению к политике Бисмарка.

Российская империя не стала вмешиваться в конфликт Пруссии и Австрии в 1866 году. В Петербурге хорошо помнили, как Вена фактически предала доверие императора Николая I во время Крымской войны. Тогда, преследуя собственные цели, австрийцы пригрозили Российской империи присоединиться к Англии и Франции.

Почему Россия не поддержала Францию

Не стала Россия вмешиваться и в конфликт Пруссии с Францией в 1870 году. Конечно, император Александр I и его окружение прекрасно понимали, какие цели преследуют в Берлине.

Но раздражение политикой Парижа было куда сильнее. И дело было не только в Крымской войне. В 1863 году, во время восстания в Польше, которая в то время входила в состав Российской империи, император Франции Наполеон III пытался организовать коалицию для противодействия русской армии и помощи повстанцам.

В 1867 году Александр II посетил Францию, где ему был оказан весьма холодный прием. Во время этого визита на императора попытался совершить покушение поляк-эмигрант Антон Березовский. И об этом в Петербурге тоже помнили.

Однако Бисмарк на всякий случай заручился декларацией властей Российской империи о соблюдении нейтралитета. Канцлер все же не исключал возможности того, что в последний момент Россия окажет поддержку Франции. Его тревоги оказались напрасными - уже после поражения Франции в войне в ответ на просьбу Парижа о помощи Александр II посоветовал набраться мужества и заключить мир с Пруссией.

Михаил Арсаков