Новости

Почему Украина зависит от белорусско-российских переговоров по нефти

Украинский рынок уже не первый год является для белорусской нефтепереработки одним из приоритетных. Возможность беспошлинных поставок нефтепродуктов и выгодная логистика сделали Украину главным партнёром Белоруссии в области экспорта моторного топлива. При этом в Киеве никогда и не скрывали, что в условиях практически полного разрыва отношений с Россией, рады такому сотрудничеству с Минском, который фактически стал одним из спасителей украинского топливного рынка.

Разразившийся в начале 2020 года кризис в белорусско-российских отношениях не мог не затронуть и поставки нефтепродуктов из Белоруссии на Украину. В связи с тем, что с начала года Москва фактически отказалась поставлять свое сырье для белорусских НПЗ на условиях Минска, нефтепереработка республики оказалась в крайне непростом положении. За прошедшие полтора месяца страна сумела закупить только 80 тысяч тонн норвежской нефти, а также около 700 тысяч тонн у «друга» Александра Лукашенко – российского бизнесмена Михаила Гуцериева. Таких объёмов для белорусских НПЗ, которые способны перерабатывать более 20 млн тонн сырья в год, достаточно только для того, чтобы не останавливать свою работу. Это уже привело не только к повышению цены на топливо внутри Белоруссии, но и к проблемам с его доступностью, в первую очередь на автозаправках, принадлежащим российским компаниям. При этом встреча 7 февраля в Сочи Александра Лукашенко и Владимира Путина, на которой в Минске рассчитывали решить существующие противоречия, нисколько не добавила белорусским нефтепереработчикам оптимизма.    

В сложившейся ситуации самым логичным вариантом развития событий должно было стать сокращение белорусского экспорта нефтепродуктов. Однако в середине февраля оказалось, что поставки топлива на Украину не только не сократились, но и показали серьёзный рост. Согласно появившейся статистике, в январе Белоруссия, несмотря на четырёхкратное снижение поставок российского сырья на местные НПЗ, нарастила поставки бензинов на Украину по сравнению с декабрём 2019 г. на 6% (54 тыс. тонн). При этом такой рост поступления импортного топлива на украинский рынок произошёл только со стороны Белоруссии. Например, импорт из Литвы в январе, наоборот, снизился на 23% (21,6 тыс. тонн).

Не секрет, что белорусские нефтепродукты уже длительное время являются крайне важными для Украины. Например, импорт белорусского дизтоплива на украинский рынок в 2019 году увеличился на 317 тыс. тонн, до 2,47 млн тонн, уступив только России – 2,53 млн тонн. Начало нынешнего года также не стало исключением. Так, в январе общий объём поставленного на украинский рынок топлива составил 146 тыс. тонн. Белорусские поставки за этот же срок составили более 37% от общего объёма. Поэтому Киев, несмотря на формальную отстранённость от белорусско-российских переговоров по нефтегазовому вопросу, не может не следить за событиями, которые в них разворачиваются. В столице Украины прекрасно понимают, что от того, чем закончится нынешней спор Минска и Москвы, во многом зависит и судьба местного рынка нефтепродуктов.

Можно вспомнить, что в первой половине января, когда ситуация с поставками российской нефти в Белоруссию ещё не была такой критичной, украинские СМИ массово стали обсуждать начавшееся сокращение поставок белорусского топлива. Так, согласно данным «Консалтинговой группы А-95», за первые десять дней 2020 года на Украину поступило 22900 тонн дизельного топлива производства Мозырского НПЗ и 1400 тонн с Новополоцкого завода (заметим, что позже было заявлено о том, что НПЗ в Полоцке не отпускал топливо на украинский рынок). Таким образом, на середину января по сравнению с первой декадой декабря 2019 года объём поставок из Белоруссии сократился более чем в 2 раза.

Сложившаяся на начало года ситуация не могла радовать Киев, где за последние годы сделали все, чтобы загнать себя  практически в безвыходную ситуацию. В данном случае, следует помнить, что ранее Украине, где собственные НПЗ за годы независимости либо были остановлены, либо пришли в удручающее состояние, проблемы на топливном рынке   удавалось закрывать поставками российских и белорусских нефтепродуктов. Однако неуклонное стремление украинских властей доказать «враждебность» России едва не привело страну к топливному кризису 2019 года, когда Киев сначала объявил об импортной пошлине на дизельное топливо, поступающее по трубопроводу «Прикарпатзападтранс», а затем ввёл специальные пошлины на российские нефтепродукты. «Спас» тогда ситуацию Александр Лукашенко, который после разговора с Владимиром Зеленским пообещал не ставить на ремонт Мозырский НПЗ и предоставить столько топлива, сколько нужно.

Шаг навстречу со стороны белорусского президента в Киеве был расценен не только как проявление дружбы, но и как возможность в будущем выступить единым фронтом против действий России. Однако в Минске смотрели на ситуацию по-другому и уже тогда рассчитывали занять долю РФ на украинском рынке, продавая Украине нефтепродукты, выработанные из российской беспошлинной нефти. А после того как Украина фактически перекрыла доступ российскому дизтопливу, Минск увидел возможность получить сразу двойную выгоду – сначала за счёт продажи нефтепродуктов, а затем и за счёт прокачки их по трубе «Прикарпатзападтранса», где присутствуют интересы белорусского бизнеса. Напомним, что в марте 2019 года антимонопольный комитет Украины позволил предприятию «Нефтебитумный завод», контролируемый белорусским бизнесменом из ближайшего круга президента Белоруссии Николаем Воробьём, купить долю в уставном фонде трубопроводного предприятия. Поэтому совершенно неудивительно, что в последующие месяцы поставки белорусского топлива на Украину только росли, что удовлетворяло и Минск, и Киев. При этом в обеих столицах, по всей видимости, не были готовы к тому, что Россия в начале 2020 года откажется поставлять в Белоруссию нефть на прежних условиях.

По мнению аналитиков, нынешняя позиция Украины по отношению к белорусско-российскому спору в нефтегазовой сфере, выглядит беспечной. Комментируя происходящее, глава профильного энергетического комитета Верховной рады Андрей Герус заявил, что «зимой для нас это некритично», а «к началу посевной или там проблема разрешится, или мы диверсифицируемся». Однако в условиях нынешнего переформатирования отношений Белоруссии и России рассчитывать на то, что все вернётся в прежнее русло, крайне опрометчиво. Нефть для белорусских НПЗ, вне зависимости от результатов ближайших переговоров, будет постоянно дорожать, а значит, и выработанные из неё нефтепродукты дешевле не станут. В условиях острой конкуренции ещё не закончившие свою модернизацию белорусские НПЗ будут вынуждены либо сократить экспорт, либо работать в убыток, чтобы удержать своё присутствие на внешних рынках, в том числе на Украине. При этом второй вариант в нынешних социально-экономических условиях в Белоруссии выглядит маловероятным, так как увеличение субсидирования нефтепереработки неизменно приведет к сокращению социальных программ и увеличению внутренней стоимости топлива, на что накануне президентских выборов в республике вряд ли пойдут. Потенциально решить проблему могла бы казахская нефть, на которую в Минске официально рассчитывают. Однако для Киева этот вариант пока не подходит, так как по существующим договорённостям поставки беспошлинного казахского сырья полностью исключают реэкспорт Белоруссией нефти и нефтепродуктов. Поэтому шанс того, что Александр Лукашенко, как и в прошлом году, «спасёт» украинский топливный рынок, в настоящее время крайне невелик.

Таким образом, в текущем году рынок топлива Украины оказался в крайней степени зависимости от того, как будут складываться отношения Белоруссии и России в энергетической отрасли. Дополнительный отпечаток на это будет откладывать и переговорный процесс Минска и Нур-Султана, который используется белорусскими властями в качестве определённого рычага давления на Москву. Исходя из позиции Кремля, с определённой долей уверенности можно говорить, что нефть для белорусских НПЗ в 2020 году подорожает, в том числе и потому, что Минск, по примеру Киева, начал закупать экономически невыгодное сырьё из других источников. Это означает, что белорусские нефтепродукты будут расти в цене и для Украины тоже, которая из-за своей политики фактически лишилась возможности приобретать российское топливо в необходимом для неё количестве. К сожалению, дальнейшее развитие ситуации, так или иначе, скажется на украинской экономике, а вместе с ней и на простых гражданах, ставших фактически заложниками нынешней политики киевских властей. 

Виктор Городецкий