Новости

Почему украинские спецслужбы стали сильнее российских

Меч c украинским гербом, воткнутый в центр России - этот символ прекрасно отражает смысл существования современного украинского государства и назначение его спецслужб.

В 2016 году Главное управление разведки (ГУР) Министерства обороны Украины избрало своей новой эмблемой сову, втыкающую меч в Россию. С течением времени стало ясно, что это не глупость, а целенаправленная и, самое главное, эффективная стратегия.

До государственного переворота на Украине именуемого Евромайданом украинские спецслужбы представляли собой довольно жалкое зрелище. Не имея ни цели, ни смысла своего существования, украинские чекисты то неудачно пытались составить конкуренцию милиции в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, то занимались конъюнктурным подлогом, пытаясь «донести до президента его собственное мнение».

Заплывшие жирком и погрязшие в бумажной волоките СБУшники мирной страны образца 2014 года не знали зачем они вообще нужны государству и просто служили по принципу «будем заниматься любой ерундой, лишь бы деньги платили». В результате престиж спецслужбы упал до нуля, а сами сотрудники могли просто сбежать со службы, выбросив служебное удостоверение и оставив служебный ноутбук и агентские карточки в открытом сейфе.

После переворота многие эксперты ожидали, что СБУ и вовсе развалится вместе с лишением страны остатков суверенитета и полной потерей советской школы. Однако по факту всё произошло ровно наоборот: украинские спецслужбы показали взрывной рост активности, проявляя при этом выдающиеся как интеллектуальные, так и волевые качества.

Дошло до того, что украинские разведчики и диверсанты проводят активные операции не только в ДНР/ЛНР, но и в Крыму, а теперь уже и на материковой России. Под гомерический хохот российских ура-патриотов, украинские убийцы уже ходят по Москве как у себя дома.

А что же в ответ? А ничего.

Похищения людей украинскими спецслужбами

20 августа 2020 года официальный сайт ФСБ сообщил о задержании группы из семи граждан России, которые под руководством двух украинцев планировали похитить одного из бывших знаковых лидеров ополчения Донбасса. Курировали операцию руководители Департамента контрразведки Службы безопасности Украины (СБУ).

Впоследствии стало известно, что данная группа планировала не одну, а несколько подобных операций. Иными словами, украинцы собирались поставить похищения российских граждан на поток!

Под видом покупателей дома в Подмосковье разведчики заманили объекта (его личность не разглашается) в автомобиль, где оглушили электрошокером. Впоследствии они собирались перевезти его в ДНР/ЛНР, а оттуда – на территорию Украины.

По чистой случайности операция окончилась для украинской спецслужбы неудачей. Похищаемому удалось самостоятельно вырваться и заявить в полицию. Всё что оставалось сделать российским правоохранителям – это поймать похитителей по горячим следам. Однако это нисколько не умаляет заслуг украинцев – размах операции и её дерзость не может не вызывать восхищения.

Ранее, 27 июня 2019 года бойцами ССО Украины был похищен из Снежного и вывезен на территорию Украины через коридор Каргил-Марьинка бывший начальник ПВО Первой Славянской бригады ДНР Виталий Цемах («Борисыч»). В итоге все закончилось для него благополучно – в сентябре того же года он попал на обмен пленными и вернулся домой. Однако оцените масштаб операции, об этом сообщил бывший советник правительства ДНР Роман Манекин:

Квартира напротив была снята двумя светловолосыми молодыми людьми, машину свою они ставили чуть поодаль в зеленых насаждениях, что в обилии растут вокруг бывшего Политцентра. Утром Цемах Владимир Борисович отвез свою жену на работу, вернувшись, получил по голове удар бутылкой, после чего на собственной машине был вывезен через один из пунктов пропусков на коляске под видом парализованного отца по подложным документам.

Сработали профессионально, действовали днем и абсолютно нагло…

Похищение Владимира Цемаха вызвало большой резонанс, в то время мало кому известно, что за последние несколько лет он далеко не первая жертва похищений украинцев. С начала войны с неподконтрольной Киеву территории были похищены ещё как минимум два гражданских лица, оказавших в 2014 году помощь местным вооружённым формированиям, приведшую к гибели значительного числа украинских военных.

Ещё раньше, 20 ноября 2016 года СБУ выманила из Крыма прапорщика Максима Одинцова и младшего сержанта Александра Баранова. Это была, наверное, одна из первых удачных операций СБУ. После воссоединения Крыма с Россией эти украинские военнослужащие перешли на службу в российскую армию, но им этого оказалось мало и через Интернет они искали возможность обзавестись на Украине поддельными дипломами о высшем образовании. В результате они «договорились» с оперативниками СБУ, вышли на территорию Украины на пункте пропуска Чонгар, где были мгновенно захвачены. Впоследствии их осудили по статьям УК Украины «дезертирство» и «государственная измена». Их дальнейшая судьба неизвестна.

И это не говоря уже о том, что на границе постоянно задерживаются бывшие граждане Украины, перешедшие на службу в российские органы власти, правоохранительные структуры или обвинённые в помощи в проведении крымского референдума.

Убийства и диверсии украинских спецслужб

В 2015-2018 годах были убиты или умерли при загадочных обстоятельствах многие военные и гражданские лидеры ЛДНР: Александр Захарченко, Александр Беднов, Евгений Ищенко, Роман Возник, Алексей Мозговой, Павел Дрёмов, Евгений Жилин, Геннадий Цыпкалов, Валерий Болотов, Валерий Макович, Арсений Павлов («Моторола»), Михаил Толстых («Гиви») и другие, менее известные командиры ополчения.

Если в отношении Беднова, Дрёмова, Мозгового, Жилина ещё можно говорить о версии гибели вследствие внутренних разборок, то убийство Гиви, Моторолы и Захарченко почти несомненно дело рук СБУ и ГУР, а остальных – вероятно. Причём убийство Толстых с помощью своего агента Анастасии Петриги было признано украинской стороной официально.

Здесь видно главное: украинские спецслужбы действуют без оглядки на политиков, проводят сознательный курс на индивидуальный террор в отношении тех, кого считают врагами своего государства.  

В 2019 году в Крыму во время поездки к родственникам задержали жителя Херсонской области Эдема Бекирова, по опубликованной информации везшего взрывчатку в автомобиле. Вследствие развёрнутой на Украине и в мире информационной кампании Бекирова отпустили. Так же, как раньше Олега Сенцова, который был суждён за попытку теракта и склонение к совершению теракта другого лица.

Нельзя не вспомнить и знаменитую попытку диверсии на границе Крыма в августе 2016 года. Тогда военнослужащие украинского ГУР вступили в прямую перестрелку с российскими военными. Подробности той операции не разглашались ни украинской. ни российской стороной. Сейчас предположительно известно, что диверсанты хотели взорвать дамбу на одном из гидротехнических сооружений в Крыму, чтобы вызвать затопление территории с населёнными пунктами. Однако случайно в ночь на 7 авнуста на окраине Армянска наткнулись на поисковую группу ФСБ. В перестрелке погибли два российских военных – морской пехотинец и подполковник ФСБ. С украинской стороны не только никто не погиб, но почти всем диверсантам удалось благополучно выйти на территорию Украины. В ответ был задержан только один из членов диверсионной группы.

Одним из организаторов этого рейда был Кирилл Буданов. В августе 2020 года этот 34-летний полковник назначен на высшую должность в иерархии украинской военной разведки – начальника ГУР МО Украины.

Дело «33 богатырей»

Совсем запредельный случай произошёл с задержанием в Белоруссии 33 граждан России, называемых в СМИ «вагнеровцами» (якобы сотрудниками ЧВК «Вагнера», что никем и нигде подтверждено не было) и обвинённых белорусскими правоохранителями в намерениях принять участие в акциях протеста после президентских выборов. Реконструируя ситуацию, получается, что украинские спецслужбы собрали данные на 28 ополченцев, постоянно проживающих в России. Затем от имени российской корпорации «Роснефть» дистанционно наняли их якобы для охраны нефтепромыслов в Венесуэле.

При этом использовались подделанные электронные документы «Роснефти» и имитировались звонки с официальных телефонов российского посольства в Каракасе и других номеров.

Затем спецслужбам Белоруссии была доведена дезинформация, что «вагнеровцы» прибыли для участия в акциях протеста. То есть их подставили под гнев президента Александра Лукашенко, который и без того находился на взводе из-за сложной внутриполитической ситуации в стране.

Следующим шагом до идее должна была стать выдача Александром Лукашенко задержанных Украине в знак благодарности за «спасение». Такие официальные требования выдвинула украинская прокуратура, и именно на этом настаивал президент Владимир Зеленский. Несмотря на то, что сами они давно получили российское гражданство, Киев продолжает их считать гражданами Украины.

Однако на последнем этапе российским спецслужбам удалось предотвратить почти удавшуюся операцию. Через считанные дни после инцидента через «Комсомольскую правду» разведка опубликовала убедительные доказательства причастности украинских спецслужб. Лукашенко понял, что украинцы его обхитрили, и освободил незадачливых «охранников венесуэльского порта».

За провал этой операции лишился своей должности начальник ГУР Василий Бурба. Однако здесь, как кажется, президент Зеленский был несправедлив к генералу. Даже не доведённая до конца, операция с «33 богатырями» дала украинской власти неплохие политические дивиденды, позволив натравить Лукашенко на Россию.

Также она показала возросшие возможности и профессиональный уровень военной разведки. Шутка ли, провести такие мероприятия на территории двух соседних государств, имеющих свои развитые спецслужбы.

ФСБ же действовала, как и в других случаях: эффективно, но лишь постфактум. Отсюда можно сделать вывод, что никакой системной оперативной работы на украинском направлении россиянами не проводится. Вербовка «вагнеровцев» не была ею вовремя замечена, а расследование было проведено в срочном порядке по горячим следам, оставленным ГУР в интернете (один из проколов – покупка билетов на самолёт с компьютера во Львове).

Невидимая рука Кремля

После майдана СБУ время от времени отчитывается о задержании граждан Украины, якобы работавших на ФСБ. Иногда это бывшие или действующие военнослужащие, работники органов власти или журналисты. Но большинство – это пользователи Фейсбука из числа людей, симпатизирующих России и не скрывающие этого в своих постах. Раньше им для убедительности подбрасывали при обыске гранату или горсть патронов. Однако потом в силу очевидной абсурдности таких «доказательств» от этой практики отказались.

И это всё, на что способна страшная «рука Кремля»? Не считая ликвидационного списка Бабченко, оказавшегося, как известно, фейком. Были ещё убийства сотрудника ГУР в Киеве и сотрудника СБУ в Мелитополе. Но первоначально заявленные версии о российском следе в дальнейшем украинской стороной не озвучивались.

Довод, что где-то там, невидимо для обывателя и непонятно для его слабого ума идёт страшная работа всесильных российских спецслужб неубедителен. Светильник в тёмной комнате незаметно не спрячешь. Тем более, что работа не таких знаменитых украинских спецслужб ещё как видна.

Почему же так происходит? Позднесоветское и постсоветское поколения выросли на фильмах и анекдотах про Штирлица и о всесильном КГБ. А после 2014 года Россия не отметилась ни одной спецоперацией на украинском направлении.

Вряд ли спецслужбы России оснащены хуже украинских, а профессиональный уровень сотрудников неожиданно так уж резко упал. Но даже обыватель видит, что стратегическая линия РФ на украинском направлении – это замирение, цель которого – возврат благосклонности Запада.

Напротив, украинские спецслужбы действуют напористо и, как показало дело 33 богатырей – креативно. Многие любят объяснять это таинственными западными инструкторами, которые научили ГУР и СБУ творчески и остроумно работать. Однако ответ, как нам представляется, кроется совсем в другом.

Спецслужбы не могут существовать без врага

Для любой спецслужбы критически важным является наличие врага. Профессия разведчика – сложная и опасная, требующая творческого подхода и полной самоотверженности. Одними деньгами такую мотивацию создать просто невозможно. Разведчик должен по-настоящему ненавидеть своего врага, и только тогда он проявляет чудеса храбрости и смекалки.

Расцвет украинских спецслужб после государственного переворота 2013-2014 годов явственно показал, что приход к власти националистических сил дал СБУ и ГУР то, чего им всегда не хватало начиная с 1991 года – врага и свободу действий. Как только этот враг в лице Российской Федерации появился, как только трусливого Януковича сменил решительный Порошенко – украинские спецслужбы тут же обрели смысл своего существования и стали показывать чудеса эффективности и образцы личного героизма.

Также происходит постепенная замена старого кадрового состава на офицеров, выросших на войне. Вот что пишет по этому поводу автор телеграм-канала «Записки авантюриста»:

В 16-17 годах на руководящие должности в спецслужбах Украины пробились боевые офицеры, которые быстро подмяли под себя старичков, живущих по принципу «кабы чего не вышло». С креативностью у них все хорошо, менталитет и поведенческие алгоритмы противника они понимают. Плюс идейная мотивация, месть за погибших товарищей и прочий боевой коктейль,  который делает из обычного русского (хоть и с запудренными ересью украинства мозгами) человека идеальную боевую машину. 

Одновременно это совпало с сворачиванием диверсионной деятельности по Украине наших (российских – прим. авт.) спецслужб. Перестали взрываться в машинах офицеры СБУ, свернута неплохая по задумке программа «криминальных» убийств украинских офицеров, прекратилась даже коммуникация с профильными украинскими ОПГ. Чем вызвано такое решение, какие завихрения происходят в головах у генералов трехбуквенных контор – для меня является тайной. Но уже почти полтора года жизням украинских спецслужбистов ничего не угрожает. Разве только уже личные криминальные разборки. 

Иными словами, пассивность российских спецслужб связана с теми же причинами, что и пассивность украинских при Януковиче: нерешительность политического руководства, отсутствие четкой политической линии. Несмотря на то, что украинцы открыто ведут войну против России, российские политики упорно отказываются смотреть правде в глаза, держась за советскую «дружбонародную» концепцию как утопающий за соломинку. Всем уже очевидно, что она давно исчерпала себя, но сформировать новую, адекватную реалиям политической воли по-прежнему нет.

Если украинцы уже седьмой год как на войне, российские ведомства живут по законам мирного времени, упорно не желая мириться с неудобной реальностью. А между тем, «братский народ» продолжает бодро развивать в России свою агентурную сеть, воруя людей уже в считанных километрах от Кремля. Однако.

Фёдор Сумченко