Новости

Почему военное сотрудничество Украины с Турцией и Западом разваливается

Иностранные государства не хотят или не могут наладить полноценное военное сотрудничество с Украиной. Главная причина – территория страны по-прежнему воспринимается на международном уровне как зона влияния России.

Украинских «Байрактаров» не будет

Создание совместного украино-турецкого предприятия по производству ударных беспилотников турецкой разработки Bayraktar ТВ2 уперлось в украинские законы и взаимные претензии сторон. В частности, информационное агентство «Оборонно-промышленный курьер» со ссылкой на источник в украинском правительстве сообщило, что Украина в соответствии со своим законодательством потребовала 50% + 1 акцию в СП, но Турцию это категорически не устроило.

Турецкая сторона сама хочет иметь больше 50% акций, получить на льготных условиях в аренду землю под завод и дешёвую квалифицированную украинскую рабочую силу. Технологию производства беспилотников Украине Турция передавать не планирует. То есть турецкая сторона желает стать главным хозяином предприятия, а Украине оставляет лишь роль быть на подхвате.

Пока неясно чем закончатся переговоры, но Турция явно в выигрышной позиции. Их беспилотники благодаря успешной пропаганде стали героями войны в Нагорном Карабахе. О заинтересованности в покупке «Байрактаров» или создании СП по их производству заявили Болгария и Сербия – Турции есть из чего выбирать.

Украина же рискует остаться без долгожданных беспилотников. Громадьё планов по закупке ещё 30 ударных БПЛА (в т.ч. трёх для ВМСУ уже в этом году) грозит остаться нереализованным. Кроме производителя «Байрактаров» фирмы «Baykar Makina» ни одна из стран – поставщиков БПЛА на мировой оружейный рынок – не захотела продавать Украине ударные беспилотники – ни Китай, ни Израиль, ни США.

Имеются проблемы и с эксплуатацией шести уже состоящих на вооружении ВСУ «Байрактаров». По неофициальным данным, около трети летно-технического состава, прошедшего обучение в Турции за государственный счет, уже уволилось из ВСУ. Аппараты по большей части простаивают.

Получается, что реальность военного сотрудничества между Украиной и Турцией далека от радужной картины углубления, укрепления и расширения, что рисуют СМИ на основе официальных пресс-релизов.

Оружия для корветов нет

Ещё хуже ситуация в другом совместном военном проекте — строительстве в Турции серии корветов типа Ada для Украины. Изюминкой проекта было оснащение кораблей в Турции всеми системами вооружения, радиоэлектронным и навигационным оборудованием, а также боевой информационно-управляющей системой, которые в Украине попросту не производятся.

Однако компания Defense Express со ссылкой на источник в Министерстве обороны Украины сообщила, что теперь турки готовы построить только корпус головного корабля с двигателями. Достройка головного корвета на плаву и оснащение его электроникой и вооружением планируется на заводе «Океан» в Николаеве. А серийные корабли должны будут оснащаться украинскими двигателями производства николаевского же завода «Заря-Машпроект».

Всё это может поставить крест на украинских корветах. Вооружение и электронику взять неоткуда – своих нет, а продать никто не хочет. Неизвестно даже в какой стадии находится разработка двигателей, ведётся ли она вообще и остались ли у «Зари» возможности для их производства. Единственное, что Украина ещё может построить – это корпус судна, и как раз в этом ей помощь Турции не очень нужна.

Ada рискует в худшей форме повторить другой украинский военно-морской долгострой – корвет проекта 58250 «Владимир Великий», заложенный в 2011 на Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в Николаеве. Корабль до сих пор не спущен на воду, после 2014 года его строительство из-за отсутствия средств заморожено, ЧСЗ признан банкротом. Но главное – для корвета нет вооружения даже в теории. При закладке корабля речь шла о его оснащении итальянскими артиллерийскими комплексами ОТО Melara калибра 76 и 35 миллиметров, но договорённости с итальянцами не были достигнуты. Были попытки купить в Швеции противокорабельные ракеты RBS-15, однако Стокгольм отказал в поставках. Мелькали сообщения, что Франция может поставить противокорабельные ракетные комплексы Exocet MM40 Block3 и зенитные ASTER 15, но и это ничем не завершилось.

Потенциальный враг и ненужный союзник

Тенденция вырисовывается вполне ясная – ни одно государство не хочет поставлять Украине современные системы вооружения и делиться военными технологиями. И дело здесь даже не в отсутствии средств у потенциального покупателя. Ведь США поставляли и поставляют оружие бесплатно странам и режимам, которые считают полезными для себя.

Украине же Америка поставила (и то – за деньги) лишь 30 противотанковых ракетных комплексов «Джавелин». Причём большую часть времени они, как оказалось, хранились в Польше и лишь в 2019 году были перевезены на полигон во Львовской области. Ещё смехотворнее поставка патрульных катеров типа «Айленд», которым место лишь на корабельном кладбище. Украинским военным морякам пришлось заметить полностью негодное вооружение «Айлендов» на древние советские пушки.

Главная причина такого отношения США и других стран НАТО к военному сотрудничеству с Украиной в том, что её не считают полноценным союзником. Украину считают территорией, которая в любой момент может перейти под контроль России. Поэтому и опасаются, что переданные технологии могут попасть в руки россиянам или китайцам. Последнее, в частности, подтверждается беспрецедентными мерами, принятыми США для срыва покупки Китаем запорожского завода «МоторСич».

Да и в глобальном смысле Запад поступает с Украиной совсем не по-союзнически. В 1990-2000-е годы включённым в орбиту западного влияния бывшим соцстранам в той или иной мере оказывалась экономическая, организационная и военная помощь. В отношении же Украины Запада использует принципы гибридной войны четвёртого поколения, направленные на тотальное уничтожение культурно-экономической среды обитания населения противника. 

Это значит, что в глобальных планах Запада удержания украинской территории и её включения в свой состав нет. Разрушить Украину до основания, нанеся при этом как можно больший ущерб России, и повесить на последнюю бремя восстановления - такова стратегическая цель. При таких задачах поставлять современные, особенно военные, технологии жертве совершенно не нужно.

Федор Сумченко