Новости

Почему Вятрович динамит декоммунизацию «Динамо»

Многие замечают, что истеричная декоммунизация от хранителя украинской национальной памяти Владимира Вятровича стабильно и чётко обходит столичный футбольный клуб «Динамо», хотя концептуальных поводов к его переименованию у Вятровича предостаточно.  Тем более, что сегодня очередной повод.

 

13 мая 1927 года Межведомственной комиссией по делам общественных организаций и союзов Киевского округа был официально зарегистрирован Устав Киевского пролетарского спортивного общества «Динамо». 

Регистрация ПСТ «Динамо» 13 мая 1927 года, в рамках которого и зародилась позже футбольная команда, подтверждена документами, находящимися в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины  (фонд № 5, описание 3, дело 418, лист 25 и фонд № 5, описание 3, дело № 472, лист 66).

Общество создано по инициативе Семёна Западного, начальника Киевского ОГПУ. Так у киевских чекистов-футболистов появился свой спортивный клуб.

Одессит Семен Израилевич Западный (Кессельман) в Гражданскую войну воевал против Скоропадского и Петлюры, возглавлял «чрезвычайку» в Одессе, Харькове, на Волыни. С 1925 года стал начальником Киевского окружного отдела ГПУ. Входил в состав «особой тройки НКВД». По решению такой тройки его расстреляют в 1938-ом уже на Дальнем Востоке.

Западный имел массу советских наград и даже почётное оружие с надписью «За самоотверженную работу в органах ЧК-ГПУ, активную и энергичную борьбу с контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом». Так что, займись он Вятровичем, то директор УИНП со всем своим коллективом «исследователей памяти» давно имели бы дырочки во лбу…

Реально состав киевского «Динамо»  набирал заместитель Западного, фанат футбола, начальник контрразведки киевского ОГПУ Сергей Барминский, потому на треть команда состояла из чекистов, которых сегодня Вятрович приравнял к «врагам Украины». Собственно на всей территории СССР клуб «Динамо» объединял сотрудников и военнослужащих (в том числе пограничников) ОГПУ, НКВД, МВД и КГБ.

Сергей Арсентьевич Барминский тоже был идейным и профессиональным чекистом, а до того возглавлял комсомол города Балахнино, под Москвой.

Киевская команда собиралась довольно долго. Первая официальная игра состоялась 1 июля 1928 года против сборной Белой Церкви. Тамошняя газета газета «Советская нива» так описала это событие: «Во втором тайме Белая Церковь легко забивает мяч и этим самым уравнивает игру. Киев делает несколько прорывов, бьёт штрафной удар, но упускают мяч, который громко свистит в воздухе. Под конец Белая Церковь под аплодисменты тысячной публики забивает второй мяч. Финальный свисток судьи фиксирует победу Белой Церкви со счётом 2-1 ...». Через несколько дней 17 июля 1928 года киевляне сыграли вничью против одноименной команды одесских чекистов «Динамо». 1 сентября 1928 года динамовцы проиграли клубу «Динамо» из Москвы, а 14 сентября 1929 года «Динамо» проводит свой первый международный матч с рабочей командой из Австрии «Дойч Ваграм». Тогда загораются первые звезды киевского клуба Макар Гончаренко, Николай Махиня. Во время войны именно динамовцы составляли большую часть команды «Старт» игравший легендарный «Матч смерти» 6 августа 1941 года.

Киевское «Динамо» были первой не московской командой, выигравшей чемпионат СССР. Всего это случилось 13 раз, а еще клуб выиграл девять Кубков СССР и три Суперкубка Союза. Об успехах динамовцев в европейском и мировом футболе хорошо известно. Чекистский клуб стал визитной карточкой страны и ее столицы.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

И вот такое наследство легло на плечи декоммунизаторов. Надо сказать попытки «наезда» на «Динамо» предпринимались не раз.

В 2015 году в журнале «Краезнавство» историки Бажан и Золотарев «вскрыли карательную суть Барминского», указав, как он «зачищал Киевщину от прихованных петлюровцев и белогвардейцев», как ликвидировал студенческое «Украинское селянское объединение», «Спилку украинской молоди», «Комитет вызволения Украины», «Всеукраинскую партию шевченковцев» и т.д.

Но выступить за «декоммунизацию» клуба путем его переименования борцы с тоталитаризмом не решаются, боятся. Их не так поймут, особенно фанаты-ультрас, чей радикализм выпустили из бутылки, и он может невольно задеть Вятровича и даже отбить «национальную память».

фото: odnarodyna.org

Виталий ЗАХАРЧУК