Новости

Почему Зеленский выбирает бессмысленную стратегию

Вряд ли кто-то ожидал от видеоконференции Трехсторонней контактной группы каких-либо прорывных результатов. Однако внезапная трансформация президента Украины из «миротворца» в «ястреба» стала сюрпризом.

Главным моментом виртуальной встречи стал отказ Банковой закреплять особый статус самопровозглашенных республик в Конституции Украины. Таким образом, в Киеве открыто дали понять, что одно из основных требований минских договоренностей они выполнять никогда не будут. Кроме того, переговорщиками Зеленского была поставлена жирная точка над і в вопросе проведения выборов на территории "ЛДНР" – они возможны лишь тогда, когда над Донецком и Луганском будет поднят украинский флаг. Одним словом, мирное урегулирование, по мнению наших властей, должно означать лишь полную и безоговорочную капитуляцию Донбасса.

Можно бесконечно рассуждать о том, почему Киев в свое время подписал неприемлемые для себя соглашения, равно как и на что рассчитывает украинское руководство, выдвигая объективно невыполнимые требования на переговорах. Главный вопрос – почему и Зеленский, и Порошенко в вопросе донбасского кризиса сознательно выбрали одинаковую бесперспективную и бессмысленную стратегию?

Дело в том, что данная стратегия является бессмысленной и бесперспективной лишь в контексте мирного урегулирования на юго-востоке. Аналогичную картину можно наблюдать и в тактике относительно Крыма – на первый взгляд, абсолютно тупиковой. Но кто сказал, что постмайданные элиты реально заинтересованы в решении этих вопросов?

Любой украинский громадянин, не задумываясь, легко скажет, в чем, прежде всего, заинтересован каждый политик, проскользнувший на Банковую: в сохранении и приумножении собственной власти какой угодно ценой. И будет абсолютно прав – в стране, где менее чем за тридцать лет в ходе «народных» революций произошли аж три смены политических элит, умение угодить всем – залог выживания. К сожалению, ничего общего с демократией, требующей выполнения наказов избирателей, эта практика не имеет: угождают народным требованиям наши власть имущие исключительно на словах и, как правило, перед выборами. И «мирное урегулирование» на юго-востоке, равно как и «деоккупация Крыма» являются замечательными примерами подобного примитивного популизма.

Судите сами: ни для кого не секрет, что украинское общество уже порядком устало от войны на Донбассе, а шок от потери Крыма постепенно уступает место равнодушию. Образ жителей этих территорий давно сменился с образа жертв российской оккупации, жаждущих вызволения ВСУ, на образ предателей и неисправимых жертв кремлевской пропаганды.  Именно благодаря этим озлобленно-усталым эмоциям подавляющего большинства электората Владимир Зеленский со своими «миротворческими» посулами триумфально сокрушил Петра Порошенко с его ура-патриотическими «Армией, мовой, вирой».

Именно игрой на настроениях электората, а не продуманной стратегией, объясняется и последующее «миротворчество» Зеленского с отводом войск, открытием пропускных пунктов и обменов пленными. Однако скоро этого стало не хватать: видя, что президент не выполняет основные предвыборные обещания в сфере борьбы с коррупцией, а также принимает непопулярные законы, общество стало все больше разочаровываться в нем. В то же время, конкурент Зеленского Петр Порошенко начал всерьез готовиться к реваншу, играя на чувствах националистов, разъяренных «миротворчеством» бывшего комедианта. И тогда главный слуга народа понял: пора менять пластинку.

Ни для кого не секрет, что самой политически активной частью нашего общества являются националисты. Именно они – главная ударная сила любого майдана и ключ к победе в условиях равнодушного большинства. Однако у этих хлопцев есть свои идеологические «красные линии», которые прекрасно известны всем: никаких переговоров с «ватой», только «война до победного конца». Нет, совершенно не обязательно выходить из переговоров и идти на амбразуру – дураков нема. Но должно быть постоянное ощущение вечной войны с «Мордором», чьи орды денно и нощно штурмуют «бастион Европы». Иначе в чем тогда смысл существования постмайданной антироссийской идеологии с ее «москаляку на гиляку»?

Украина – страна победившего политического перфоманса. Любой политик – шоумэн, который развлекает свою часть электората. Любое проявление внешнеполитической деятельности – продукт внутреннего потребления, красивая обертка с пустотой внутри. Именно поэтому выбранная в отношении Донбасса стратегия Киева, бессмысленная на первый взгляд, таковой не является: пустые слова в принципе не могут иметь какого-либо смысла…

Вадим Бондаренко (Украина)