Новости

Почитатели Шухевича поссорили Украину с Польшей и Израилем

Недавно посол Польши в Киеве Бартош Цихоцкий отменил свой визит в украинский Тернополь из-за того, что 5 марта городскому стадиону было присвоено имя экс-командующего Украинской повстанческой армией (УПА, экстремистская организация, запрещенная в РФ) Романа Шухевича. Новый скандал между Польшей и Украиной набирает обороты, не остался в стороне и Израиль. Но, даже невзирая на возмущение столь влиятельных по сравнению с самой Украиной международных игроков, Киев не собирается отказываться от глорификации нацистского преступника и продолжает настаивать на своём.

Реабилитация палача

Тут стоит напомнить, что реабилитация нацистских коллаборационистов началась на Украине сразу после распада СССР. В 1995 году Львовский облсовет признал УПА «воюющей стороной во Второй мировой войне», а её боевиков – «борцами за свободу и независимость Украины». С 2005 года в стране ежегодно 14 октября отмечается годовщина создания Украинской повстанческой армии. Попытки реабилитации националистов на Украине активизировались с приходом к власти Виктора Ющенко. В 2007 году одному из лидеров УПА Роману Шухевичу было присвоено звание Героя Украины, а чуть позже президент страны своим указом признал членов УПА «борцами за независимость».

После победы так называемого евромайдана политика героизации нацистских пособников резко активизировалась, и вот новый скандальный шаг в этом направлении. Тернопольский городской стадион раньше носил название «Авангард». Он вмещает до 15 тысяч зрителей и находится рядом со Старым парком в центральной части города, на проспекте Степана Бандеры. Изначально идея переименовать стадион в честь Шухевича принадлежала мэру Сергею Надалу, а потом её единогласно поддержали депутаты горсовета. Акция была специально приурочена к 71-й годовщине гибели Шухевича при задержании оперативниками советской госбезопасности.

А несколькими месяцами ранее, в декабре 2020 года, Тернопольский областной совет попросил главу государства Владимира Зеленского вернуть звание Героя Украины лидерам украинских националистов Степану Бандере и Роману Шухевичу, которое им посмертно присвоил президент Виктор Ющенко, а потом власти отменили свое решение.

Столь усердная героизация одиозного нациста вызвала возмущение соседей-поляков. Они наверняка сохранили бы равнодушие, убивай в своё время Шухевич одних лишь евреев и русских, но тут ведь совсем другое дело… Институт национальной памяти Польши напомнил, что Шухевич был одним из особо ярых сторонников жестоких чисток и физического уничтожения польского населения. «Во время Второй мировой войны Роман Шухевич являлся офицером немецких полицейских батальонов, таких как "Нахтигаль", затем – командиром УПА, и он в ответе за геноцид польского гражданского населения на Волыни и в Восточной Малой Польше. Прославление Шухевича оскорбляет память польских, еврейских и украинских жертв УПА, которая в 1943-1945 годах убила около 100 000 поляков на Волыни и в Малой Польше!» – отметили в институте.

В свою очередь, посол Польши Бартош Цихоцкий, узнав о выходке тернопольских властей, отменил свой визит в этот город, по его словам, «с большим сожалением» и «в последнюю минуту». Цихоцкий не оставил властям Украины никаких сомнений в причине своего поступка. «Из-за решения депутатов городского совета Тернополя от 5 марта назвать городской стадион именем Романа Шухевича у меня не было другого выхода, кроме как отказаться от своего визита», – оповестил посол. Он, впрочем, постарался несколько сгладить углы: «Мы соседи, у нас слишком много общего, чтобы позволить группе безответственных политиков уничтожить достижения примирения последних десятилетий».

Негодование поляков и евреев

Но одной лишь отменой визита посол не ограничился. 9 марта Цихоцкий направил письма главам польских административных единиц, которые, согласно данным на сайте мэрии Тернополя, имеют партнёрские соглашения с этим украинским городом. В своем письме посол подчеркнул, что «жертвы Шухевича и его подчиненных до сих пор не могут рассчитывать на христианские захоронения на территории современной Украины». Результаты не замедлили последовать: 11 марта мэрия польского города Замостье объявила о прекращении сотрудничества с властями Тернополя. Мэр Замостья Анжей Внук тоже напомнил, что Шухевич несёт ответственность за геноцид польского населения в ходе Второй мировой войны и сотрудничать с почитателями этого нациста честные поляки не намерены.

Как пишет политолог Алексей Ильяшевич, на практике это означает «заморозку» проекта «Совместная история Тернополя и Замостья», на который Польша «выбила» европейское финансирование в рамках программы трансграничного сотрудничества «Польша – Беларусь – Украина». Сумма «копеечная» – менее 70 тысяч евро, но показателен сам факт того, что прославление нацистских коллаборационистов обернулось для Незалежной первыми финансовыми потерями.

«Пока чисто символическими. Не исключено, впрочем, что поляки войдут во вкус и начнут активнее использовать этот "кнут" для наказания фанатов Бандеры и Шухевича. Уровень торгово-экономического взаимодействия двух стран позволяет найти такие возможности. Скандал вокруг переименования стадиона в Тернополе в очередной раз напоминает украинским националистам о том, с чем они никак не хотят мириться: за рубежом сформировался стойкий негативный образ УПА-ОУН», – отмечает Ильяшевич.

Представители тернопольской «элиты» высказывают ответное негодование. «Это внутреннее дело каждой страны. Нет приговоров государственных, национальных и международных судов, в том числе и Нюрнбергского, о том, что Бандера и Шухевич являются преступниками. Более того, семья Шухевича во время войны прятала семью евреев. Я считаю это элементами гибридной войны», – возмущается на страницах украинской прессы адвокат Олег Леонтьев. В соцсетях проявляют недовольство столь «наглым вмешательством в дела суверенного государства» и рядовые тернопольчане, ежегодно катающиеся в Польшу на гастарбайтерские хлеба.

Недовольны, впрочем, не только поляки. Посол Израиля на Украине Джоэль Лион написал в соцсети: «Мы решительно осуждаем решение Тернопольского городского совета присвоить городскому стадиону имя печально известного гауптмана #SS Schutzmannschaft 201 Романа Шухевича и требуем немедленной отмены этого решения».

Следует отметить, что Джоэль Лион не первый раз делает раздражающие официальный Киев заявления об «украинских героях». В частности, лидера «Организации украинских националистов» (ОУН, экстремистская организация, запрещена в РФ) Степана Бандеру он также называет «пособником нацистов». А совместно с послом Польши Б. Цихоцким Лион опубликовал заявление о том, что представители украинской власти «до сих пор чествуют исторические события и личностей, которые нужно раз и навсегда осудить».

Такие болезненные уколы вызывают у украинских властей раздраженное шипение. Посол Украины в Израиле Геннадий Надоленко грубо указал МИД этой страны, что Д. Лион «проводит контрпродуктивную публичную дискуссию по внутренним вопросам украинской политики». Надоленко подчеркнул, что «возрождение и сохранение национальной памяти украинского народа является одним из приоритетных направлений государственной политики страны», а дискуссии в этой сфере должны проходить «на уровне историков и экспертов».

Но если официальные чиновники вынуждены ещё как-то сдерживаться, то рядовые украинские националисты никаких рамок не знают. Глава Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский свидетельствует, что всего за несколько дней прочел сотни, если не тысячи проклятий и оскорблений в адрес евреев, государства Израиль и его посла. «Подобное происходило и в сентябре 2016 года, когда президент Израиля, выступая в Верховной Раде, сказал, что члены ОУН принимали участие в уничтожении евреев. Тогда тоже поднялась невиданная волна возмущения и посыпались оскорбления. Это итог 30-летнего отбеливания и героизации ОУН-УПА и её лидеров, что, по сути, является отрицанием и искажением истории холокоста. Последняя антисемитская волна – яркое проявление этой позорной практики героизации убийц, которая получила моральную и финансовую поддержку государства. Вместо того чтобы осудить позорный инцидент в Тернополе, МИД Украины фактически поддержал это решение местных властей», – констатирует Долинский.

Какая «держава», такие и «герои»

По словам Долинского, современные украинские СМИ и историки тщательно скрывают, искажают и дезинформируют о том, чем в действительности занимался Шухевич во время войны. А вот за пределами Украины биографию этого «героя» беспристрастно исследуют. В частности, шведский историк Пер Андерс Рудлинг подготовил статью «Школа убийства». В ней говорится, что впервые нацистскую форму Шухевич надел ещё в 1938 году. А в 1941-м он был командиром батальона вермахта «Нахтигаль», состоявшего из украинских националистов. «Нахтигаль» занимался массовыми убийствами евреев вблизи Винницы. В 1942 году Шухевич служил гауптманом шуцманшафта под командованием рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Возглавляемый Шухевичем 201-й батальон состоял из бывших головорезов «Нахтигаля» (набор, кстати, проводился на добровольной основе) и занимался борьбой с партизанами в Белоруссии. Личный состав батальона носил форму немецкой полиции  без каких-либо украинских национальных символов. В Белоруссии они, кстати, заменили «коллег» – латышских полицаев.

Сохранились отчеты обергруппенфюрера СС Эриха Бах-Зелевского об акциях полицейских батальонов в Белоруссии, ясно показывавшие, что делали там подразделения шуцманшафта, в том числе 201-й батальон. Так, в отчете, переданном Гитлеру в декабре 1942-го, говорится, что за три месяца каратели убили 363 тысячи 211 евреев и тысячи «бандитов». При этом в самом шуцманшафте погибли лишь 285 человек. Другие подобные отчеты дают соотношение потерь 1:74, а если включить 363 тысячи убитых евреев, то соотношение получается 1:843.

«В обычном бою такого вопиющего несоответствия в потерях вы не встретите. Это прямое свидетельство участия шуцманшафта в массовых убийствах безоружных людей. Операции по массовому уничтожению мирного населения включали в себя обязательное использование специфических терминов. Шла речь о "бандитах". Операции по массовому уничтожению назывались "умиротворением" или "восстановлением безопасности и порядка"», – отмечает Э. Долинский.

Весной 1943 года бывшие бойцы распущенного 201-го батальона составили основу службы безопасности ОУН. В результате массового дезертирства после Сталинграда несколько тысяч украинских полицейских влились в ряды УПА, сформировав её основу. Палаческие навыки, которые они приобрели в 1941-42 годах, «пригодились» в этнических чистках поляков на Волыни. Под руководством Шухевича УПА провело кампанию массовых убийств на Волыни и Галиции в 1943-44 годах: там было уничтожено, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч поляков и тысячи евреев. «Учитывая подготовку, полученную большинством руководителей УПА и СБ ОУН в нацистской Германии, неудивительно, что тактика и схемы, по которым проводились этнические чистки на Волыни, воспроизводят "антипартизанские" операции шуцманшафта. Значительное число руководителей УПА имело опыт непропорционального применения насилия, атак против гражданского населения и применения коллективного наказания», – комментирует Долинский.

Впрочем, историческими свидетельствами сторонников нациста не проймешь. Тернопольский мэр С. Надал даже имел наглость заявить следующее: «Украинская повстанческая армия и её главнокомандующий Роман Шухевич воевали не только за свободу украинского народа, но и за свободу других порабощённых и угнетённых нацистским и коммунистическим режимами народов. И евреи тех времён это хорошо понимали. Поэтому присоединялись к УПА, помогали и поддерживали повстанцев». Надал привёл заботливо взлелеянную укро-пропагандистами легенду о том, что с сентября 1942 по февраль 1943 года Шухевич вместе с супругой Натальей якобы прятал в собственном доме жившую по соседству еврейскую девочку Ирину Райхенберг, а позже переправил ее с фальшивыми документами в монастырь. «Каждая страна чтит своих героев», – подытожил мэр Тернополя.

Александр Артемьев