Новости

Подвальные инвестиции: откуда в Украину текут валютные реки

Структура зарубежных инвестиций в украинскую экономику полна парадоксов и загадок. Которые, впрочем, нетрудно разгадать, немного окунувшись в экономическую историю нашей страны. И тогда становится ясно, что цифры, которыми оперирует Госстат, хвастаясь денежными потоками из иностранных юрисдикций, на деле имеют мало общего с реальными иностранными инвесторами. Хотя, конечно, последние тоже существуют.

По данным украинского статведомства, в I квартале 2018 года общая сумма прямых зарубежных инвестиций выросла на $1,15 млрд. Это ничтожно мало, если учесть, что большая часть этих средств приходится вовсе не новые имена. Их источники, как правило, старые инвесторы, увеличивающие объем вложений в свои украинские «дочки».

 

Более того, в карманах большинства из них можно обнаружить украинский паспорт. А деньги лишь перетекают между Украиной и офшорами.

Знакомая схема

Прежде бизнесмены для инвестиций в нашу страну чаще всего использовали «белый офшор» - Кипр. Остров и сейчас используется для построения схем и завода денег в Украину. Правда денежные потоки понемногу сокращаются.

В I квартале 2018 года прямых зарубежных инвестиций из Кипра поступило на сумму $280 млн. Тогда как из Нидерландов, нового любимого офшора украинских бизнесменов, в страну за тот же период было инвестировано около $350 млн. Причина тому проста. В Голландии меньше риски блокирования счетов, а налоги при использовании холдинговых схем выплаты дивидендов близки к нулю.

Шикарный офшор и самое главное белый. К тому же, всегда можно громко заявить, что голландские деньги, это самые что ни на есть европейские инвестиции.

 

Интересное наблюдение. За 2017 год экспорт Украины в Нидерланды вырос почти на 70% по сравнению с 2016 годом. Результаты минувшего года даже на 20% выше, чем было в 2013 году. То есть новый «любимый» офшор заработал на полную.

Вторым самым щедрым зарубежным инвестором Украины является Германия с показателем в $120 млн. за I квартал. Затем идет Австрия, инвестировавшая в нашу экономику около $100 млн. Последняя также входит в число новых офшоров, которые позволяют накапливать прибыль не уплачивая налоги или уплачивая меньше, чем в Украине, а потом часть денег инвестировать в Украину.

Но не стоит унывать. Украинские бизнесмены не только выводят валюту в офшоры, но и возвращают ее в Украину в виде прямых зарубежных инвестиций. А уже потом платят проценты и дивиденды со своих украинских «дочек» на счета «материнских» компаний в Нидерландах, Австрии, Кипре.

При этом все выглядит так, будто больше всего инвестиций в Украину поступает из ЕС. Проблема только в том, что европейские инвесторы по случайному совпадению носят украинские фамилии.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Дайте земли

Важно понимать, что до тех пор, пока в Украине не будет построен прозрачный рынок земли, ни о каких сколько-нибудь значительных инвестициях в сельское хозяйство нечего и говорить. Не стоит удивляться, что за I квартал 2018 года в сельское хозяйство иностранцы инвестировали смехотворно малые $12 млн.

Большая часть зарубежных инвестиций в начале года, как, впрочем, и прежде, поступила в промышленность, торговлю и банковский сектор. Последние легко объяснить вливаниями средств от материнских структур в капитал украинских «дочек».

 

Инвестиции в торговые центры, ставшие уже традицией, все еще значимы, хотя построили их уже в Украине немало. Но пока этот бизнес генерирует доходы, интерес к нему со стороны инвесторов будет оставаться высоким.

Что касается инвестиций в промышленность, то тут большая часть потоков направляется в металлургию, производство кокса и телекоммуникации. Кто в действительности является бенефициарами этих инвестиций, многим и понятно и без дополнительных пояснений - металлургический бизнес давно уже поделен в Украине.

Впрочем, олигархи не только хорошо зарабатываю за счет экспорта металла, но часть денег все же возвращают в Украину, а затем инвестируют в реконструкцию и развитие своего бизнеса. Хотя и немного. Для реконструкции наших металлургических предприятий нужны десятки миллиардов, а приходят из-за границы пока лишь сотни миллионов.

Обслужим мир

Любопытно, что в I квартале 2018 года нерезиденты инвестировали ну около $100 млн. в развитие колл-центров и различных удаленных сервисных бизнес-подразделений.

 

Глобализация давно стала трендом, а в мире укрепляются тенденции к удаленному расположению обслуживающих структур. Украинский бизнес мало по малу начал вклиниваться в этот процесс. Может не так бодро, как индийский, но он начал осваивать это направление и завоевывать свою долю на рынке международный бэк-офисных услуг.

А вот существенного притока зарубежных инвестиций в украинское машиностроение не наблюдается. Хотя этот сектор очень нуждается во внешних вливаниях. Конечно, отрадно, что инвесторы направили $50 млн. в пищевую промышленность. Но досадно констатировать, что при этом нашему машиностроению достались ничтожно малые $20 млн.

 

Да и в целом слухи об инвестиционной привлекательности Украины сильно преувеличены. Для сравнения приведем лишь несколько цифр. За I квартал 2018 года от украинских гастарбайтеров в Украину поступило валюты на сумму около $4,5 млрд. Это в 4 раза больше, чем весь объем прямых иностранных инвестиций.

К тому же, за первые 3 месяца года украинский бизнес выплатил дивидендов и процентов зарубежным инвесторам на сумму порядка $3 млрд. Что опять же почти втрое больше, чем было инвестировано.
Потому не стоит задавать вопрос, отчего потоки иностранных денег в страну никак не отражаются на росте экономики Украины и, тем более, на росте доходов населения.

АЛЕКСАНДР ОХРИМЕНКО