Новости

Погружённая во тьму: угольный Армагеддон на Украине

На Украине нарушилась стабильная работа энергоблоков ТЭС, что грозит «веерными» отключениями электросетей и постепенным погружением страны во тьму. Об этом открыто заявили в НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг). Оказалось, что катастрофическое положение в украинской энергетической отрасли связано с недостачей угля на складах теплоэлектростанций.

Именно по этой причине на Украине вводятся в действие графики аварийного прекращения электроснабжения для потребителей. И если завтра вдруг ударят морозы до минус двадцати градусов, отключённые от электроснабжения жители Украины очень скоро почувствуют глубину той экономической ямы, куда их вверг преступный режим президента Владимира Зеленского.

Первый удар энергетического кризиса уже ощутили в ближайших населённых пунктах, расположенных рядом с Энергодаром и Днепрорудным. Когда 3 февраля в результате аварии все блоки тепловой станции ЗаТЭС ДТЭК внезапно сели на «ноль», сразу же пропали вода, свет, мобильная связь и Интернет.

Аналогичная ситуация возникла, по информации ОАО «Центрэнерго», на энергоблоке № 1 Запорожской ТЭС и № 9 Кураховской ТЭС, где также произошло аварийное отключение из-за «повреждения поверхности нагрева котлоагрегата». Высокая нагрузка, как следовало из выводов комиссии, возникла из-за катастрофического дефицита угля, который поставляют шахты олигарха и угольного монополиста Рината Ахметова.

В преддверии грядущего кризиса

Первые звоночки угольного Армагеддона на Украине зазвенели в 2015 году. Тогда ощутившие «свободу» украинские олигархи и ахметовская ДТЭК потребовали поднять цену на уголь «минимум на 1500 гривен». В противном случае, как было заявлено, «ищите помощи у России».

Сегодня уже требуют поднять цену угля с 1650 гривен за тонну до 2100 гривен, то есть на 27%. На Банковой паника… «Один монополист пытается угробить энергетическую безопасность всей Украины», — вопят национал-шовинисты, прекрасно понимая, каким боком может выйти дефицит угля для режима. А вариантов всего два: либо «веерные» отключения, которые так напрягают украинскую власть, либо импортирование электроэнергии из России и Белоруссии, что «напрягает» ещё больше.

По прогнозам экспертов, пик энергетического кризиса придётся на следующую неделю, когда температура опустится до минус десяти, если уголь на складах всё ещё будет отсутствовать. Жалкий лепет прикормленной «евроинтеграционной» части кабинета министров о так называемой синхронизации с европейской энергосистемой, запланированной на 2023 год, не более чем миф, поскольку с присоединением к Европе большую часть энергоблоков ТЭС, построенных ещё в СССР, придётся отправлять в утиль. И с чем тогда, позвольте спросить, оставаться?

Украинский уголь обладает свойством «испаряться»

Пустота угольных складов на нынешней Украине объясняется тем, что страна находится в эпицентре масштабного угольного кризиса, основа которого была заложена в первые годы пресловутой украинской «свободы» начала 1990-х. Сейчас изматывающая донбасская война, а также выход из состава Украины ЛДНР ещё более усугубили остроту кризиса. К тому же киевский режим оказался совершенно бездарен в области экономики, в том числе в энергетической сфере. Более того, по высказываниям облечённых властью «слуг народа» создавалось впечатление, что они непонятно каким образом и для чего попали в министерские кресла.

Парадоксально, но ещё летом прошлого года было официально заявлено, что уголь, оказывается, никому не нужен. И потому на государственных шахтах задолженность по зарплатам выросла до рекордной отметки в 1,1 млрд гривен, при этом на украинских складах скопилось порядка 2,5 млн тонн «лишнего» угля. Тогда же правительство Зеленского заявило о некоем спасительном плане, суть которого сводилась к очередному закрытию так называемых «убыточных шахт и приватизации тех, что ещё на плаву». Эту «стратегию» озвучил на Всеукраинском совещании работников угольной отрасли сам Зеленский: «Создание координационного центра по углю и аудит отрасли, резкое сокращение импорта угля, использование на государственных ТЭС только украинского угля». О реализации этой «декларации» не было сказано ни слова, и, как следовало ожидать, к началу нового года угольные склады оказались пусты.

Оказались ложью также многочисленные заявления о якобы погашении шахтёрских долгов. Выделенные деньги при этом загадочно испарялись, долги же в угольной отрасли, наоборот, продолжали расти в геометрической прогрессии. На многих шахтах до сих пор выплачивают кровно заработанное частями, угольщикам должны за четыре-пять месяцев, и, по их словам, шахтёрские семьи буквально голодают.

Угробленная отрасль и тайный «бизнес» укроолиграхов

Подобная картина уже наблюдалась на заре украинской самостийности, тогда шахты уничтожались медленно и целенаправленно. Достаточно сказать, что кредиторская задолженность угольных предприятий по состоянию на январь 1996 года составила 252,2 трлн карбованцев и превышала дебиторскую на 134,2 трлн. То есть шахтёрам, как только Украина обрела «независимость», просто перестали платить за отгруженный уголь, и в результате долг по выплате заработной платы достигал к 2000 году 31 трлн карбованцев.

Из-за отсутствия оборотных средств предприятия угольной промышленности не имели возможности своевременно закупить необходимые материалы и оборудование. При этом новоявленные украинские угольные нувориши занимались бартером, меняя уголь на бытовой хлам, который частично реализовывали, большая же часть выручки опускалась в карман.

Рентабельная ранее угольная отрасль в Донбассе забуксовала. Новых лав не открывали, не выделялись средства на поддержание шахт в рабочем состоянии. При этом СМИ в один голос заявляли о «нерентабельности шахт Донбасса, приносящих только убытки».

Для сокрытия масштабных угольных афер инициировалось закрытие так называемых нерентабельных шахт, которые закрывали с нарушениями технологии. Часть шахт в расчёте на огромные дотации заведомо объявлялись планово-убыточными. Донецкий шахтёр Олег С-дов, вспоминая тяжелейшие для угольной отрасли годы (1996–1999), говорит о многочисленных шахтёрских выступлениях. «Мы перекрывали железнодорожные пути, ставили палаточные городки под стенами украинских верховников, предпринимали пешие походы на Киев. А нас разгоняли с помощью дубинок и слезоточивого газа… Отрасль сознательно гробили, а теперь они заявляют, что в стране нет угля. Так кто им виноват?» — задаётся вопросом старый горняк.

Опять за помощью к России…

После киевского госпереворота падение энергетической отрасли усилилось. Игорь Коломойский продолжает «доить» «Энергоатом» и «Центрэнерго», и украинский кабинет министров никак не может этому помешать. Что касается украинского Минэнерго, то его чиновники уже давно кормятся из ахметовской ДТЭК, являясь, по сути, её «департаментом». При этом лоббисты олигархов в Верховной раде не могут назначить в Минэнерго просто ответственного человека. По словам журналиста Сергея Головнева, расследующего чёрные «дела» ДТЭК, в 2020 году эта крупнейшая ахметовская компания имела «ручного» министра энергетики. «Ещё в декабре, когда было понятно, что кризиса не избежать, нужно было запускать импорт электроэнергии (хотя бы из Беларуси), чтобы сэкономить уголь на холода. Но ДТЭК никогда бы на это не пошёл, чтобы не уронить биржевую цену на электроэнергию, он самоустранился от подвоза угля», — заявил Головнев.

Однако в этом предательском узле проблем, затянутом вокруг украинской энергетической отрасли, прикормленные местными олигархами министры Зеленского «увидели» всю ту же «руку Кремля». Якобы Россия опять задействует энергетические рычаги влияния на Украину и «заставляет её покупать российскую электроэнергию». Впрочем, дабы не превращать Украину в Алчевск 2006 года, и. о. министра энергетики Украины Юрий Витренко всё же сделал заявление о необходимости разблокирования закупок из России, чем вызвал дикую ярость провластных русофобов. Но, несмотря на их громогласные заявления о якобы «предательстве национальных интересов» и угрозы о полном демонтаже власти Зеленского, на Украине, как стало известно, опять пошли «на поклон», возобновив импорт электроэнергии из Белоруссии и России.

Наталья Залевская