Новости

Похвала шведской честности

Есть всё-таки на Западе абсолютно честные министры! И вот вам доказательство. Министр финансов Швеции Элизабет Свантессон о влиянии западных санкций на российскую экономику: «Я думаю, мы должны быть честными. Конечно, ограничения имеют эффект. С другой стороны, мы не знаем, какой именно. Его очень сложно измерить». Короче, санкции работают, но вот как именно они работают и на кого они работают — это шведским (или даже британским) «учёным» неизвестно.

В моей голове сразу возникло несколько образов. Образ первый. Стиральная машина рвёт бельё на мелкие кусочки. Вряд ли такой «эффект от работы» можно признать позитивным. Но ведь факт работы стиральной машины налицо, правильно ведь?

Образ второй. В некоем доме канализация вдруг начала работать в обратном направлении: не откачивать отходы жизнедеятельности, а, наоборот, их активно извергать. Да-да, я знаю. Миллион извинений. Образ у меня получился совсем неэстетичный. Но что поделаешь! Высокие эстетические (а также этические) стандарты далеко не всегда сопутствуют сейчас международным отношениям. Отставной премьер-министр Израиля Нафтали Беннет раскрыл в начале этого месяца большое количество закулисных деталей переговоров России и Украины, которые шли некоторое время после начала СВО. Вот краткая суть его откровений. Москва была готова к компромиссному решению и прекращению боевых действий. Киев был готов к компромиссному решению и прекращению боевых действий. А вот Запад ни к чему подобному готов не был. Компромисс был сорван. Боевые действия были продолжены.

Не буду делать вид, что я нахожусь в недоумении и не понимаю мотивов такого решения Запада. Прекрасно я их понимаю. Задачей Запада было (и остаётся) не прекращение боевых действий как таковое. Задача Запада — нанесение России стратегического поражения. Всё очень логично. Всё в духе того, как политика делалась в течение многих веков: и уже в нашей эре, и даже до наступления нашей эры. Однако наличие логики ещё ни о чём не говорит. В работе стиральной машины, которая рвёт бельё на мелкие кусочки, тоже ведь есть своя логика. Простите меня за излишне вольное обращение с языковыми нормами русского языка и не совсем изящную попытку спародировать знаменитое высказывание Леонида Брежнева «Экономика должна быть экономной». Но я всё-таки это скажу: логика должна быть логичной — нацеленной на благо, на созидание, а не на разрушение.

Знаменитая работа британского историка Кристофера Кларка называется так: «Лунатики. Как Европа вступила в войну в 1914 году». Для того чтобы сделать свою мысль более понятной, приведу ещё и английское (то есть оригинальное) название этого произведения: The sleepwalkers: How Europe went to war in 1914. The sleepwalkers — как же это слово подходит (в гораздо большей степени, чем его русский эквивалент «лунатики») для описания прошлогоднего решения коллективного Запада, направленного на блокирование скорейшего окончания конфликта на Украине!

Когда в начале этого текста я назвал министра финансов Швеции «честным политиком», я сделал это без малейших следов (ну ладно, пусть с малейшими следами) иронии.

Элизабет Свантессон назвала вещи своими именами. Мол, мы что-то сделали, но пока сами не очень понимаем, что именно. Цена такой «честности» не особо велика?

С одной стороны, да. Для того чтобы описать ситуацию таким образом, не требуется быть министром финансов влиятельной страны с доступом к большому объёму закрытой информации. Но, с другой стороны, нет. Вот как влияние западных санкций на Россию описал выступавший в паре с министром финансов Швеции на мероприятии в Брюсселе комиссар Европейского союза по делам торговли, представитель Латвии Валдис Домбровскис.

Цитирую по агентству Ruptly: «Латвийский политик заявил, что российская экономика, как ожидается, впадёт в рецессию в этом году, что является прямым результатом санкций, введённых государствами — членами ЕС. «Действительно, экономика России находилась в рецессии в прошлом году, и ожидается, что она также будет в рецессии в этом году. Экономика России находилась в рецессии в прошлом году, несмотря на рекордно высокие цены на энергоносители, которые являются основным источником доходов российского бюджета», — сказал Домбровскис. «Очевидно, мы видим, что этот факт связан с санкциями, которые ЕС и другие страны вводят против России», — добавил он».

К чему вся эта длинная цитата про «рецессию»? К тому, что вскоре после начала СВО мне довелось вместе с другими российскими и западными экспертами поучаствовать по видеосвязи в мероприятии, посвящённом влиянию только что введённых западных санкций на российскую экономику. Прогнозов на этом мероприятии прозвучало очень много. Но особенно меня впечатлило выступление видного отставного политика из Прибалтики, который уверенно предсказал: уже через два-три месяца полёты гражданских самолётов в России станут совершенно невозможными. Эти «два-три месяца» давно прошли. Прошёл уже почти целый год. Полёты гражданских самолётов в России по-прежнему возможны. Политикам из Прибалтики, которые ожидали принципиально иного развития событий, остаётся только жонглировать учёными словечками типа «рецессия». На таком фоне позиция министра финансов Швеции выглядит, согласитесь, как нечто гораздо более свежее. Признать, что мы что-то делаем, но не очень понимаем, что именно, — это уже шаг (или, вернее, шажок) в правильном направлении.

Михаил Ростовский