Новости

Политические проблемы Украины требуют безотлагательного решения

Со времён евромайдана украинские националисты привыкли, что страна находится в центре мировых информационных потоков. Они акцентировали внимание на том, что Украина — форпост Запада в его борьбе с Россией и в этом плане рассчитывали на вечную подпитку своей деятельности. Но ещё задолго до эпидемии коронавируса мир стал уставать от Украины, ей всё меньше и меньше уделялось внимания в выступлениях западных лидеров и в сообщениях ведущих информационных агентств. Эпидемия ещё более обозначила эту ситуацию. До такой степени, что газета украинских националистов США «Свобода» даже разместила по этому поводу специальную статью — «Реваншистская война России в Украине».

«Наступило практическое блокирование новостей о реваншистской войне, развязанной Россией для того, чтобы завоевать Украину. Эта война заслуживает большего внимания, а Украина заслуживает большей поддержки, потому что это борьба между свободой и рабством… Пандемия COVID-19 и наши ноябрьские выборы удалили все остальные новости из СМИ. Однако мы не можем позволить себе игнорировать длительную агрессию России против Украины», – патетически пишет Джед Бэбин, бывший сотрудник администрации президента США Джорджа Буша.

То, что Россия не ведёт никакой войны против Украины, давно отмечали многие зарубежные эксперты. Если бы Россия и вправду вела такую войну, она мигом завоевала бы Украину. Но то, что на Западе в целом и в Соединённых Штатах Америки в частности практически перестали говорить об Украине – весьма показательно. Точнее о ней говорят, но только в разрезе выборов президента США и скандалах, в которые в связи с этим втянуты украинские власти.

Негодование со стороны украинских националистов вызвало и участие представителей Германии, Франции и других стран Евросоюза, а также Китая, ЮАР, Индонезии и многих других государств в видеоконференции Совета Безопасности ООН с участием жителей Крыма по формуле Арриа. Это мероприятие провело постпредство Российской Федерации при ООН. Заседания членов Совета Безопасности ООН по формуле Арриа проводятся для откровенного обмена мнениями с использованием гибких процедурных рамок и с участием лиц, которых было бы полезно заслушать. Такие заседания имеют более неформальных характер, чем обычные консультации Совета Безопасности ООН.

От Крыма на конференции выступили заместитель муфтия Крыма Эсадуллах Баиров, глава украинской общины полуострова Анастасия Гридчина, депутат Бахчисарайского горсовета Эрвин Мусаев, а также журналист и телеведущий Александр Макарь. И хотя официально представители ЕС заявили, что присутствие их дипломатов на конференции не свидетельствует о признании Крыма российским, тем не менее на Украине это мероприятие вызвало панику.

Понятно, что для США раздувание конфронтации Украины с Россией является способом ослабления страны, которую Штаты считают своим геополитическим противником. Такую же стратегию избрали Соединённые Штаты в противостоянии с Китаем – другой страной, которую они считают своим геополитическим соперником. Например, Штаты подогревают антикитайские протесты в Гонконге. А вот странам ЕС такая политика невыгодна. Поэтому они давно ищут способы избавиться от антироссийских санкций и нормализовать отношения с Россией. Участие в видеоконференции Совета Безопасности ООН по формуле Арриа – один из шагов в сторону нормализации отношений ЕС с РФ. Пусть это и небольшой шаг, но он показателен. Поэтому и вызвал возмущение в среде украинских националистов.

Примечательные слова сказал бывший президент Украины Леонид Кравчук (вовсю обслуживающий интересы националистов) в интервью порталу «Гордон»:

«Если бы вот так было: полные финансово-экономические санкции и полная политическая и дипломатическая изоляция, Россия бы вела себя совсем по-другому. Но когда мы говорим «санкции», а европейские страны участвуют в «Северном потоке – 2». Когда мы говорим «санкции» – и тут же говорим: «А как же сделать, чтобы смягчить санкции? Как бы отменить санкции?». Это же говорит не кто-нибудь, а президент Франции».

Уж ему-то, Хитрому Лису неясно, что санкции Европа ввела из-под американской палки? Нет, Кравчук всё прекрасно понимает. Его слова свидетельствуют о том, что в дальнейшем Украине рассчитывать на санкции нельзя. Всё больше и больше пробоин испытывает санкционная политика.

О том, что время санкций заканчивается, начинают понимать и махровейшие националисты. Например, на сайте крайне националистического львовского информационного агентства «Вголос» разместили откровения полковника СБУ в отставке Олега Старикова, где тот заявил: «Как бы кто-то ни был против, мы должны идти на компромиссы. Я вижу, что наша власть этого не хочет и идёт на всё, чтобы заморозить конфликт, а это выгодно и для Запада. Как только они увидят, что мы замораживаем конфликт, войска разведут, мы потеряем территорию, никто больше умирать не будет, а с России снимут все санкции. И здесь у нас возникает цугцванг, то есть безвыходная ситуация, – если пойти на компромиссы, то это сразу вызовет недовольство со стороны военных и многих граждан, а если мы не пойдём на них, то РФ просто избежит санкций».

Неблагоприятным вышел для Украины и ежеквартальный доклад ООН о ситуации с правами человека на Украине. Понятно, что в таких докладах обычно обвиняют обе стороны. ООН фиксирует нарушения прав человека и в республиках Донбасса, и на Украине. Но на Украине нарушений выявлено гораздо больше. Украину обвинили в обстрелах территорий ДНР и ЛНР, в гибели и ранениях людей, СБУ – в пытках, в ущемлении свободы слова, в разгуле членов крайне правых групп (так в докладе названы украинские националисты). 

«По-прежнему имела место повсеместная безнаказанность, – сказано в докладе ООН, – особенно в делах, связанных с конфликтом, насильственными смертями и убийствами на майдане и 2 мая 2014 года в Одессе, а также с нападениями на правозащитников, активистов и работников средств массовой информации».

Особое внимание в докладе уделяется ситуации с языками национальных меньшинств. Прямо сказано, что «законодательство не обеспечивает достаточных гарантий защиты и использования языков меньшинств».

Проблемы с языком обострили отношение Украины с Венгрией. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба специально ездил в Венгрию на автомобиле (так он добирался по причине коронавируса) для того, чтобы, как говорится, утрясти ситуацию во время встречи со своим венгерским коллегой Петером Сийярто.

«Венгрия ждёт решения проблем с вопросом образования и законом об использовании государственного языка. Тогда мы не будем уже блокировать то, что блокируем в связи с НАТО… Мы хотим закрыть все дискуссии, связанные с законом об образовании и о языке, и желаем достичь такого решения, которое будет приемлемым и для венгров на Закарпатье», – заявил Сийярто по итогам встречи.

Более того, уже после этого Петер Сийярто созванивался со своей болгарской коллегой Екатериной Захариевой, вырабатывая единую позицию в отношении украинских национальных общин  – венгерской и болгарской, о чём венгерский министр сообщил на своей странице в "Фейсбуке". 

Вопрос ныне стоит о пересмотре закона о языке и закона об образовании, ранее раскритикованных Венецианской комиссией. Дело дошло до того, что украинские националисты перед встречей министров иностранных дел Украины и Венгрии собрали так называемых экспертов из различных центров, советов, институтов и подготовили рекомендации, которые озаглавили «Предел уступок: что может пообещать Зеленский ради примирения с Венгрией» и разместили их на сайте одного из крупнейших на Украине интернет-изданий «Европейская правда». Как и следовало ожидать, от Зеленского требуют не идти на изменение закона о языке и закона об образовании, а вместо этого предлагают другие мыслимые и немыслимые уступки венграм.

«Если Зеленский откажется от этого принципа, то любая договорённость будет воспринята значительной частью общества как сдача интересов Украины и будет означать победу языка ультиматумов, который взяла на вооружение Венгрия», — говорится в рекомендациях. Президента Украины пугают новым «мовным майданом», апеллируя к «значительной части общества» (на самом деле, это агрессивное меньшинство, которое противостоит адекватному большинству, но националисты себя  признавать меньшинством, разумеется, не желают, во всяком случае публично).

Понятно, что дело не в венгерском языке, а в русском. Языковые законы Украины направлены именно на вытеснение русского языка из всех сфер общественной жизни. В языковом законодательстве Украины националисты даже предусмотрели искусственную конструкцию, когда все языки, кроме украинского, разбили на три группы – языки коренных народов, чтобы сделать уступку крымским татарам; языки стран ЕС, чтобы сделать уступку венграм, и все остальные языки (читай: русский), которым никаких уступок не предусмотрено. На неестественность данной конструкции обратила внимание и Венецианская комиссия. И если после всех уступок венгры чувствуют свой язык ущемлённым, то что же тогда говорить о русском языке?

Дошло до того, что некоторые политики из партии «Слуга народа» осторожно заговорили о необходимости изменения языкового законодательства. Толчок к этому дал сам Владимир Зеленский, когда во время пресс-конференции намекнул на необходимость подкорректировать языковые квоты в аудиовизуальных СМИ. Теперь уже и спикер Верховной рады заявляет, что пересмотреть языковой закон необходимо.

В ответ на эти осторожные заявления националисты грозят новым майданом. Но, как показывает практика последних месяцев, выводить сколь-нибудь значительное количество людей на улицы у них не получается.

Таким образом, можно говорить о том, что чистить авгиевы конюшни, доставшиеся от предыдущей власти, команде Зе всё же придётся. Как во внутренней политике, так и во внешней.

Сергей Бондаренко