Новости

Польша готовится к отключению российского газа и рассчитывает на Украину

Польша готовится к прекращению подачи российского газа по истечении 18 мая контракта с «Газпромом» и просчитывает энергетические альтернативы. С этим Варшаве готова помочь Украина, заявляет гендиректор «Оператора газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ) Сергей Макогон. Недавно его компания впервые оказала услугу транзита газа между двумя странами Евросоюза (из Венгрии в Словакию). На ту же схему Украина хочет «подсадить» поляков, воспользовавшись их конфликтом с «Газпромом». Впрочем, план Макогона почти наверняка обречен на провал.

На своей странице в Facebook руководитель ОГТСУ сообщил о проведении тестовых поставок газа из Словакии в Польшу через Украину, а также поставок в Польшу из украинских подземных хранилищ. В роли заказчиков выступили некие трейдеры, которые готовятся к «различным возможным сценариям развития ситуации».

О какой ситуации идет речь? Аналитический портал RuBaltic.Ru описывал ее накануне: многолетний спор между «Газпромом» и польской PGNiG закончился в пользу последней. Россия должна выплатить ей компенсацию в размере почти 1,5 миллиарда долларов и отныне отпускать газ по новой «справедливой» формуле.

Но денег Польша пока не получила, а совсем недавно стало известно, что в расчетах стоимости своей продукции «Газпром» не учел вердикт Стокгольмского арбитража.

Макогон обращает внимание на еще один важный факт: транзитный контракт между Москвой и Варшавой заканчивается 18 мая. Перспективы его продления более чем туманны, переговоры по этому вопросу если и ведутся, то в прессе о них ничего не сообщается.

Совокупность этих факторов заставляет задаться вопросом: что будет, если поставки российского газа в Польшу вообще прекратятся?

Тогда на помощь ей должна прийти Украина, которая уже провела соответствующие испытания. «Данные поставки подтвердили возможность полностью обеспечить необходимым ресурсом Польшу в случае прекращения/сокращения поставок из РФ. Украина еще раз доказала, что продолжает оставаться важным элементом энергетической безопасности Европы», — пишет Макогон.

Примечательно, что в этом году ОГТСУ впервые оказала услугу транзита газа между двумя европейскими странами — из Венгрии в Словакию. До этого замминистра энергетики и окружающей среды Украины Константин Чижик сделал громкое заявление, что Украина будет получать из США 6–8 миллиардов кубометров газа ежегодно через СПГ-терминал в Свиноуйсьце, а затем перенаправлять его в другие европейские страны.

На волне конфликта «Газпрома» и PGNiG рождается еще одна схема.

Энергоэксперт Дмитрий Марунич в беседе с аналитическим порталом RuBaltic.Ru отмечает, что с технической точки зрения такой вариант возможен: «На границе Польши и Украины есть мощности на прокачку 6 миллиардов кубометров газа в год. В случае каких-то трений с "Газпромом" возможны также поставки из Словакии и ФРГ, на границе со Словакией строится новый интерконнектор.

Поэтому проблем с энергоснабжением у Польши быть не должно.

Сегодня газ можно качать даже из украинских ПХГ — его так много, что он никому не нужен. Украинские трейдеры с удовольствием продадут его полякам, если возникнет такая необходимость».

Другой вопрос, сколько это будет стоить. На посреднических схемах всегда кто-то наживается.

Ситуация выглядит комично: в последнее время было много разговоров о том, что Польша хочет «толкать» на Украину американский СПГ, выступая в роли посредника. Теперь все переворачивается с ног на голову.

Однако идея прокачивать газ в Польшу через Украину наверняка не найдет практического применения. В «Газпроме» не собираются настолько обострять ситуацию.

Более того, 29 апреля PGNiG сообщила, что российская компания все-таки начала применять новую формулу, утвержденную Стокгольмским арбитражем, и пообещала исправить выставленные ранее счета. Нерешенным остается только вопрос выплаты 1,5 миллиарда долларов.

«Боюсь, что "Газпром" может избрать такую же стратегию, как и в случае с Украиной, — отмечает Марунич. — Будет оспаривать вердикт в вышестоящей инстанции. Это позволит отсрочить его исполнение, а Варшава тем временем будет пытаться арестовать активы "Газпрома" в европейских странах. Я не знаю деталей дела, но если у поляков такие же аргументы, какие были у "Нафтогаза", то шансов оспорить решение Стокгольмского арбитража очень мало. Лучше по-хорошему заплатить и закрыть этот вопрос раз и навсегда».

Другой потенциально проблемный вопрос — новый транзитный контракт. По нему, как уже было сказано, ясности пока нет.

С одной стороны, прямо сейчас у «Газпрома» нет насущной необходимости загружать польский маршрут. Но и ставить на нем крест было бы глупо.

Особенно если учесть, что 48% компании Europolgaz, которая управляет польским участком газопровода «Ямал — Европа», владеет сам «Газпром». Дмитрий Марунич уверен, что даже в условиях работы всех обходных «потоков» Украина и Польша будут рассматриваться как страховочные элементы и сохранят хотя бы небольшие объемы транзита.

Урегулирование судебных исков и заключение нового транзитного договора будут способствовать реализации сценария, от которого Варшава сегодня открещивается.

Речь идет о продолжении импорта российского газа после 2022 года.

Чтобы полностью отказаться от продукции «Газпрома», поляки прокладывают по дну Балтийского моря трубопровод Baltic Pipe. Когда он будет достроен, у поляков появится профицит газа. «По нему можно прокачивать 10 миллиардов кубов в год, еще минимум 5 — это СПГ, — отмечает Марунич. — Не будем забывать о планах расширения терминала в Свиноуйсьце. Плюс те же реверсные поставки из Словакии, ФРГ. Столько газа Польша элементарно не потребляет».

К иному выводу приходит польская консалтинговая компания ESPERIS, которая презентовала исследование под названием «Американский СПГ для Украины. На пути к интеграции региональных рынков»: лишние объемы появятся у Польши только к 2025 году, когда будет построен еще один регазификационный терминал. Но Марунич обращает внимание, что ESPERIS просчитывает сценарий, при котором импорт российского газа будет равен нулю.

«Москва и Варшава могут договориться о продолжении сотрудничества, — уверен эксперт. — Они же работают много лет, инфраструктура строилась еще в советские времена, схемы поставок налажены. Вопрос в цене, вот и все».

Очевидно, заявления поляков о разрыве связей с «Газпромом» можно рассматривать как попытку усилить свои переговорные позиции и добиться выгодных условий нового контракта. Обоюдная заинтересованность в его заключении сохраняется, прямо сейчас Россия не собирается объявлять Польше бессмысленную энергетическую войну.

Поэтому посредническая схема ОГТСУ так и останется для Варшавы не более чем запасным вариантом.

Алексей Ильяшевич