Новости

Польша и Украина разошлись в отношении к семейным ценностям

У Польши новые проблемы в отношениях с Евросоюзом. Министр по делам Европы правительства Франции Клеман Бон угрожает Варшаве урезанием бюджетного финансирования, если она выйдет из Стамбульской конвенции о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. В Еврокомиссии высказали сожаление по поводу намерений польских властей. Украина, наоборот, собирается ратифицировать эту конвенцию.

Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием — международное соглашение, открытое для подписания с 11 мая 2011 года в Стамбуле. Ее поддержали 46 стран Европы, но ратифицировали лишь 33. Пока документ «вне закона» в Армении, Великобритании, Венгрии, Латвии, Литве, Молдове, Словакии, Украине, Чехии и других странах.

Примечательно, что документ подписан и самим Евросоюзом, но не ратифицирован им. А Россия и Беларусь его и не подписывали.

Стамбульская конвенция «создает всеобъемлющую правовую базу и подход к борьбе с насилием в отношении женщин», она призвана предотвращать бытовое насилие и защищать его жертв, осуществлять судебное преследование виновных. Конвенция определяет гендер как «социально сконструированные роли, модели поведения, действия и атрибуты, которые данное общество считает подходящими для женщин и мужчин».

Государства-подписанты должны криминализировать насилие (физическое, сексуальное, психологическое), преследование, принудительные брак, аборт, стерилизацию. Документ также расценивает сексуальное домогательство (пресловутый харрасмент) как уголовное преступление.

Положения Конвенции рассматриваются многими как прелюдия к официальному признанию однополых браков со всеми вытекающими последствиями, против чего выступают сторонники традиционных семейных ценностей.

В Польше, например, так полагают консерваторы, которых поддерживает переизбранный президент Анджей Дуда. Министр юстиции Збигнев Зебро в июле 2020 года объявил о начале выхода Польши из конвенции, так как она наносит вред школьникам, которым в учебных заведениях рассказывают про гендер, а не про пол.

В Армении также против ратификации. Основной довод в том, что конвенция пропагандирует «нестереотипные гендеры» и заставляет объяснять детям существование «третьего пола». Противники документа полагают, что могут быть сняты преграды по созданию однополых семей и усыновления ими детей. Кроме того, некоторые мужчины смогут «воспринимать себя женщинами», чтобы избежать воинской службы.

Стамбульская конвенция не была ратифицирована и в Болгарии.

Украина конвенцию подписала 7 ноября 2011 года и теперь попытается ее узаконить. Но поддержит ли ее Верховная рада? Еще Петр Порошенко пытался в 2016 году прокрутить этот «финт ушами», но в парламенте до голосования дело так и не дошло (возражали депутаты и церковники).

В нынешнем январе сразу 307 нардепов объединились и высказались против ратификации, объясняя, что Конвенция в ее нынешнем виде разрушит институт семьи.

«"Прогрессисты" упорно тянут через парламент то уголовную ответственность за дискриминацию секс-меньшинств, то ратификацию Стамбульской конвенции с понятием гендера, то отмену школьного курса "Основы семьи". Так что нужна сеть, чтоб не пропускать в океан законодательства такую "голубую рыбку", — считает депутат Олег Волошин. — Украина при всех ее проблемах для западной христианской цивилизации является одним из оплотов традиционализма. И в этом наше серьезное конкурентное преимущество».

Политолог Алексей ВОРОНЕНКО в беседе с RuBaltic.Ru отметил, что для XXI века понятна ситуация, при которой каждый может вести себя в сексуальной жизни так, как считает нужным, но зачем же склонять к противоестественным отношениям целые страны?

«Как будто проходит какой-то массовый эксперимент. Польское общество очевидно не приемлет такой навязчивости. А украинский парламент может сейчас принять все, что навяжут западники, за просто так. А за обещание очередного транша — так тем более!», — полагает Вороненко.

По словам политэксперта Юлии ПИЛЕЦКОЙ, украинское общество насквозь пропитано насилием: домашним, уличным, офисным, и от показателей международных мониторинговых организаций по этому наболевшему вопросу просто «волосы встают дыбом».

«Но наша страна, как и во всем, что касается добровольно принятых на себя международных обязательств, сказала А и не говорит Б. С ратификацией, за которой должно последовать контролируемое ООН выполнение противодействия всем формам варварского насилия, беда и отговорки — наши политики вдруг вспомнили о "традициях" и церкви! Мол, защита женщин от насилия противоречит устоям украинского общества! Поэтому лучше традиционно считать украинок "бабами", "курвами" и "корабельными соснами"!

А тут как раз в тему и позиция Совета церквей (о непогрешимости и моральном облике украинских священнослужителей обществу тоже известно предостаточно). Мол, Стамбульская конвенция содержит слово "гендер", а значит, этот документ точно станет инструментом популяризации в украинских школах новых "гендерных ролей" и однополых отношений», — возмущается эксперт.

Пилецкая также указывает на то, что в тексте Конвенции нет речи о преподавании в школах и не говорится о сексуальной ориентации, кроме случаев защиты от насилия.

«Стамбульская конвенция — это не о сексе, а о защите людей от издевательств (прежде всего, физических), о наказании за работорговлю, о привлечении к ответу всех, кто прячется от украинского правосудия за границей. Противников документа устраивает, что в нашей стране до сих пор нет правовых механизмов защиты людей, над которыми издеваются. Нет процедур изоляции агрессоров (кроме случаев убийства), нет запрета приближаться к потерпевшим (как в США).

Бьют — значит любят? Стыдно и больно, что в украинском парламенте "под сукном" лежит шесть вариантов ее ратификации с разными нюансами. И ни один не находит поддержки даже в комитете по иностранным делам, не говоря уже обо всем сессионном зале! Обидно, что из года в год, чтобы не принимать Стамбульскую конвенцию, нардепы обещают "криминализировать" домашнее насилие в рамках имеющегося законодательства, но воз остается все там же», — разочарована Пилецкая.

Политолог Всеволод СТЕПАНЮК отмечает, что Стамбульская конвенция противоречит основным христианским ценностям, а позиции католической церкви в Польше достаточно сильны. ЕС угрожает Польше финансовыми последствиями в случае ее выхода из Конвенции, прекрасно понимая, что экономика страны зависима от дотаций Евросоюза. Ведь и эти дотации, и планирование работы аграрной отрасли так же производятся централизованно из Брюсселя. Однако эксперт не думает, что ЕС может осуществить эти угрозы.

«Что касается нашей страны, то ратификация Стамбульской конвенции прямо противоречит Конституции Украины: ведь выделение и защита какой-либо группы людей по гендерному признаку автоматически дискриминирует другую группу людей, в данном случае — традиционное большинство. Но, увы, в угоду ЕС Украина уже пошла по внедрению в законодательство дискриминационных положений», — сожалеет Степанюк.

Член оппозиционной партии «Союз левых сил» Александр ГОЛУБ констатирует, что Верховная рада поддержит любое решение, на котором будут настаивать западные партнеры, независимо от того, насколько этому будут соответствовать настроения общества и самих депутатов или программные установки политических партий.

«Ибо Украина уже давно не является самостоятельным и суверенным игроком. Наша политическая элита, добиваясь преференций и разрешения беззастенчиво грабить, за полтора десятилетия на внешнем периметре сама вогнала себя в положение "чего изволите?" Порой кажется, что для того, чтобы удовлетворить хотелки кураторов, депутатский корпус способен пойти на смену пола или же на массовое самоубийство. Поэтому судьба этого законопроекта будет зависеть исключительно от настойчивости извне», — резюмирует политик.

Руслан Веснянко