Новости

Польша «от можа до можа»

Геополитические игрища Польши в  постсоветском пространстве

Выборы президента Белоруссии  9 августа 2020 и последовавшие после них массовые протесты привлекли внимание всех людей, которые интересуются политикой на постсоветском пространстве.

Особенностью данных протестов, их политтехнологическим ноу-хау стало управление с помощью телеграмм-каналов. Живущие в Варшаве  редакторы телеграмм- канала Nexta,  который координирует действия белорусских  протестующих, в своём интервью Юрию Дудю прямо признались, что финансируются польским правительством.

 Одна из лидеров белорусской оппозиции Светлана Тихановская, сбежав из родной страны, была тепло принята в Польше, нашла там политическую и материальную поддержку. В частности белорусским оппозиционерам была предоставлена элитная недвижимость в центре Варшавы под "альтернативное посольство республики Беларусь".

Польское правительство отказалось признать результаты президентских выборов, открыто поддержало белорусских протестующих, требует введение санкций ЕС против белорусской элиты. Чем же вызвана такая активность Польши на восточном направлении? Какие цели преследует Варшава?

Чтобы ответить на этот вопрос надо перенестись на столетие назад, в эпоху Второй Речи Посполитой.

В те неспокойные времена по завершению Первой мировой войны политическая карта Европы сильно изменилась. Исчезли великие империи - Германская, Российская, Австро-Венгерская. На их обломках возникли новые национальные государства.

Одним из них была Польша, страна с древней и сложной историей. Когда-то крупное и сильное восточноевропейское государство, Польша в конце 18 века из-за внутренней нестабильности была разделена между соседями - Россией, Пруссией и Австрией. Появившись вновь из исторического небытия, т.н. Вторая Речь Посполитая  была сильно уменьшенной копией своего исторического предшественника. Польская элита мечтала о возвращении былого могущества,  о Польше "от можа до можа" (т.е. от моря до моря, имеется ввиду от Черного до Балтийского). Для любой экспансионистской политики нужно идеологическое обоснование, доктрина. Таковой стала идея Междуморья или Интермариума.

Проект «Междумо́рье» (польск. Międzymorze)  был выдвинут Юзефом  Пилсудским. Предлагалось создать конфедерацию государств в составе Польши, Чехословакии, Украины, Белоруссии, Молдавии, Венгрии, Румынии, Югославии, стран Балтии с возможным присоединением Финляндии. Посмотрев на карту, нетрудно заметить что предполагаемая конфедерация разделила бы по дуге Западную Европу и Россию. У России оставалась бы лишь "форточка" на Балтику в виде выхода в Финский залив  в Ленинградской области. Проект Пилсудского не нашел широкой поддержки у стран Антанты. Его поддержала лишь Франция, вынашивавшая идею "малой Антанты" из восточноевропейских государств в качестве  противовеса возрождению  Германии и "санитарного кордона" вокруг СССР. В самой Польше проект "Междуморья" также не был поддержан. Победили сторонники развития  Польши в качестве суверенного национального государства. Итак, идея в межвоенной Польше была отвергнута. Но не забыта.

Вернулись к ней в разгар Второй мировой войны. Тему подхватило польское правительство в изгнании под руководством Владислава Сикорского, осевшее в Лондоне. В 1942г. были проведены переговоры между греческим, югославским, чехословацким и польским правительствами в изгнании. Предполагалось создание Польско-Чехословацкой и Греко-Югославской конфедераций в рамках воплощения проекта "Междуморье". Проект поддерживало правительство Великобритании во главе с Уинстоном Чёрчиллем. Англичане стремились "не пустить Сталина в Европу". Эти действия были крайне негативно восприняты правительством СССР и не нашли практического воплощения. 

По окончании Второй мировой войны Европа была разделена между блоком НАТО и Организацией Варшавского Договора. О "Междуморье" надолго забыли. Однако, после распада СССР идея "Интермариума" был реанимирована польской элитой. Такова уж особенность крупных геополитических проектов - возрождаться на новом витке спирали истории. Ведь, как говаривал Наполеон Бонапарт, география - это судьба.

В начале 1990х годов тогдашний президент Польши Лех Валенса выступил с идеей создания НАТО-бис —  коалиции восточноевропейских постсоветских государств, которая бы взяла  под свой контроль территорию между морями. Однако вступление этих государств в НАТО и ЕС сделало такую коалицию бессмысленной. Несмотря на это Польша действовала в постсоветском пространстве, используя инструменты "мягкой силы" - финансируя образовательные и культурные программы, раздавая "карты поляка" населению Украины и Белоруссии.

В 2015г. президент Польши Анджей Дуда выступил с новой инициативой. «Я обдумываю идею создания партнерского блока государств от Балтийского до Черного и Адриатического морей…. Государство сильно тогда, когда его окружают союзники – это также элемент увеличения силы».

Но, как известно, всё новое - это хорошо забытое старое.  

Фактически Польша заявила о себе как о новом центре силы в Европе, альтернативном "ядру Европы" в лице Франции и Германии. Причем по мере усиления  противоречий в ЕС значение Польши будет возрастать. Она получила поддержку от США и Великобритании, заинтересованных в политическом ослаблении Берлина. США переводят в Польшу свои военные базы с территории ФРГ, в польском порту Свиноустье создана  инфраструктура для разгрузки американских танкеров со сжиженным газом. Фактически Польша позиционирует себя как проводника политики США внутри ЕС, этакого троянского коня.

Добавим сюда изменение политического ландшафта Европы после брексита. Исторически Великобритания поддерживала расколы и конфликты на континенте, стремясь не допустить образование одного центра силы.

Ну и главное - Польша географически находится между Берлином и Москвой. Отсюда неизбежно проистекает выбор - быть мостом между ними. Или стать забором, мешающим взаимодействию. Если выбрать второй вариант, то проект "Междуморье" становится вновь актуальным, создавая "санитарный кордон" между Россией и "старой" Европой.

 Геополитическая ситуация становится похожей на существовавшую в 20-30 гг. ХХ века. Фактически "Междуморье" - альтернативный геополитический проект созданию "Большой Евразии" от Лиссабона до Владивостока. Его цель - отделение России от Западной Европы, оттеснение России вглубь Азии. Для полноты картины добавим сюда проект создания "Ингерманландии" - отделение от Российской Федерации территории побережья Финского залива. Сделать это пытаются конструируя отдельную от русской "ингерманландскую" идентичность среди жителей Ленинградской области, с целью  дальнейшей сепарации новой "свободолюбивой нации".

Помимо поддержки белорусских "змагаров" основные усилия польской восточной политики направлены на Украину. Цель этих усилий - максимальный отрыв от России и переориентация Украины на Польшу. Варшава активно поддержала откровенно русофобский киевский майдан 2014г., помогла Порошенко получить вожделенный безвиз с ЕС (не забывая о своих интересах, конечно, - миллионы украинских заробитчан стали мощным подспорьем польской экономике, а Украина - рынком сбыта польских товаров). Польские военные специалисты обучают украинских военных по стандартам НАТО, польские ЧВК засветились в конфликте  на Донбассе.

Любопытным фактом является поддержка польского проекта "Междуморье" со стороны украинских  националистов. "Великий белый вождь" украинских наци Андрей Билецкий откровенно "топит" за "интермариум", правда с оговоркой, что первую скрипку в междуморской конфедерации должна играть Украина. Однако, учитывая несопоставимый политический, экономический и  военный потенциал Польши по сравнению с современной Украиной, это, естественно, —  лишь благое пожелание. А точнее приятная ложь для самолюбия недалёких "побратымов" Билецкого.  Вполне могу допустить что "белый вождь" давно попал в поле зрение спецслужб  Третьей Речи Посполитой.

История польского проекта "Междуморье" служит отличной иллюстрацией того, что в геополитике идеология играет вторичную роль. Варшава выступала в качестве агрессивного форпоста западноевропейской цивилизации, направленного против Росии как в 17 веке при России самодержавной, так и 20  веке при России социалистической  в варианте СССР. И в 21 веке, при России, вполне себе капиталистической, повторяется та же ситуация. Вновь и вновь Польша предлагает себя в роли "санитарного кордона". Теперь уже в роли кордона против "Большой Евразии". Похоже, польская элита не умеет учиться на собственных исторических ошибках. Переоценка своих сил и возможностей, конфронтация с Москвой и Берлином  одновременно, чрезмерное упование на помощь союзников дважды приводили Польшу к катастрофе и исчезновению с политической карты мира.

Может стоит изменить стратегию и попробовать стать мостом между Востоком и Западом?

Максим Сливко

cпециально для Насправдi