Новости

Польша развивает наступление на белорусском направлении

Тихановская обещает из-за границы, что в Белоруссии обязательно пройдут новые выборы, а степень вины Лукашенко определит суд

27 августа на телеканале «Россия 1» вышло интервью Владимира Путина, в котором президент четко дал понять: Россия не бросит Белоруссию и окажет ей поддержку. В Польше сделали вид, что не понимают, о чём речь. Премьер-министр Матеуш Моравецкий призвал Москву «немедленно отказаться от планов военной интервенции в Беларуси». При этом сама Польша не оставляет попыток перевернуть ситуацию в Белоруссии в свою пользу.

Сразу после белорусских выборов 9 августа Варшава намеревалась устроить круглый стол между властью и оппозицией, пытаясь смоделировать польскую ситуацию 1989 года, когда «Солидарность» Леха Валенсы вытеснила с президентского поста генерала Войцеха Ярузельского. Польша увидела себя «естественным посредником» в пресловутом белорусском диалоге. 15 августа Александр Лукашенко заявил, однако, что его страна в посредниках не нуждается. Затея с круглым столом провалилась, и Варшава стала призывать к новым выборам. Моравецкий предложил провести внеочередной саммит по линии ЕС, 19 августа мероприятие  состоялось, но Варшава не получила желаемого.

Матеуш Моравецкий.

Матеуш Моравецкий. Фото: imag.one

Эта неудача не охладила пылких поляков, которые не отучатся считать Белоруссию своим «задним двором». 26 августа Моравецкий разговаривал по телефону с Ангелой Меркель. Как проинформировала немецкая сторона, канцлер и премьер «высоко оценили продолжающиеся мирные протесты и выразили сожаление по поводу того, что Лукашенко, несмотря на международные призывы, по-прежнему не желает вступать в диалог с гражданским обществом». А вот ни один из официальных ресурсов польского премьера даже не упомянул о разговоре Меркель и Моравецкого. Молчали и польские СМИ. То есть Моравецкий и здесь ничего не добился.

Раздражение позицией ведущих государств ЕС прорывается у литовских чиновников. 27 августа министр иностранных дел Линас Линкявичюс дал интервью изданию POLITICO Europe и призвал Евросоюз усилить поддержку Белоруссии. «Нужно действовать», – заявил Линкявичюс.

И Польша действует, причём энергично. На днях Моравецкий  собрал председателей парламентских фракций и обсудил с ними ситуацию в Белоруссии. Потом совещался с депутатами Европарламента от Польши. А 28 августа глава правительства вновь выразил надежду, что власть РБ пойдёт на уступки оппозиции.

С подачи поляков и литовцев заметно активизировалась Светлана Тихановская. 17 августа ей позвонил Моравецкий, после чего от неё посыпались грозные заявления в адрес Лукашенко. Интервью Тихановской выходят в польских СМИ практически каждый день. 28 августа она пообещала корреспонденту Polska Agencja Prasowa (PAP), что в Белоруссии обязательно пройдут новые выборы, а степень вины Лукашенко определит суд.

Гродненская область – Польша и Литва ближе, чем Минск. Фото: karta-minska.nemiga.info

Гродненская область – Польша и Литва ближе, чем Минск. Фото: karta-minska.nemiga.info

В связи с польским натиском на Белоруссию особую остроту приобрёл вопрос о Гродно. Город расположен рядом с польской границей, всего в паре десятков километров. Ещё одна особенность Гродненской области – значительное количество проживающих в ней поляков (20% населения Гродно, 24,8% населения области, а в Вороновском районе поляков вообще абсолютное большинство – 80,77%). В 1921-1939 годах Гродненщина входила в состав Польши, и это тоже накладывает отпечаток на сегодняшнюю ситуацию.

21 августа Томаш Зоммер, главный редактор еженедельника Najwyzszy Czas!заявил, что в случае распада Белоруссии (поляки беззастенчиво обсуждают такую возможность) Польша должна присоединить Гродно. Зоммера поддержал Роман Гертых, политик со скандальной репутацией. Он утверждает, что партия «Право и справедливость», возглавляемая Ярославом Качиньским, вынашивает планы присоединения Гродненской области, но скрывает их.

27 августа Лукашенко поднял тему посягательства поляков на Гродненскую область. Реакция Варшавы была нервной. Первым с опровержением выступил глава канцелярии президента Кшиштоф Щерский, убеждавший, что у Польши нет намерений нарушать территориальную целостность восточной соседки. Затем посла РБ Владимира Чушева вызвали в МИД. Как сообщил замминистра иностранных дел Мартин Пшидач, беседа с белорусским дипломатом была продолжительной и моментами горячей. В Минске же пригласили «на ковёр» временного поверенного Польши в РБ Мартина Войцеховского. Вечером того же дня Щерский призвал польских политиков, высказываясь о Белоруссии, следить за языком.

При этом в Варшаве всячески стараются изобразить Лукашенко человеком, не адекватным занимаемому им посту, а Польшу – добрым другом Белоруссии. Между тем с Гродно не всё так просто. В городе действует Союз поляков Белоруссии – организация, не признаваемая белорусскими властями и финансируемая из-за границы. 12 августа Матеуш Моравецкий позвонил главе союза Анжелике Борис, и организация, якобы занимающаяся только вопросами сохранения культуры белорусских поляков, переключилась на политику. Сама Борис то и дело жалуется зарубежным журналистам, что Лукашенко «ненавидит поляков».

19 августа в нескольких польских СМИ появились репортажи из «вольного города Гродно», подающего пример всем остальным. В них говорилось, что именно благодаря Гродно произошёл перелом и чаша весов якобы склонилась в пользу оппозиции. После этого в Гродно приехал Лукашенко, он встретился с военными, побывал на полигоне, выступил на митинге своих сторонников и сменил губернатора. Рассказы о «вольном городе» сразу прекратились. Похоже, Гродно должен был стать первой «свободной территорией», перешедшей под контроль протестующих, но решительность власти сорвала этот замысел.

Александр Лукашенко на полигоне под Гродно.

Александр Лукашенко на полигоне под Гродно. Фото: rus.ozodi.org

Сейчас «белорусский вопрос» остаётся в Польше одним из первоочередных. Заместитель министра государственных активов Януш Ковальский строит планы экономического покорения Белоруссии. Проговаривается и Войцех Якубик, эксперт и редактор портала BiznesAlert. Он ждёт, что «постлукашенковская» Белоруссия станет потребителем энергоносителей, которые с выгодой для себя ей перепродаст Польша. Ну и, конечно, смена режима в Минске укрепит позиции Польши в Центральной и Восточной Европе.

По материалам: REUTERS/Agencja Gazeta

СЕРГЕЙ ПАВЛЕНКО