Новости

Польская драка: почему брат Николая I демонстративно отказался подавлять восстание в Варшаве

Вечером 29 ноября 1830 года польские студенты и солдаты атаковали казармы с военнослужащими русской армии. Кроме того, был атакован Бельведерский дворец — резиденция польского наместника, великого князя Константина Николаевича. Так началось Польское восстание 1830 года. Хотя наместник мог разобраться с ним в самом начале — однако Константин Павлович ничего не сделал.

Это при том, что повстанцы вовсе не собирались с ним церемониться. В случае удачи наместника предполагалось убить.

При этом сам Константин Павлович знал, что готовится восстание и что ему следует быть осторожным. Об этом наместника предупредила жена, польская княгиня Жанетта Лович. Ну и когда восставшие попытались прорваться во дворец, успел поднять тревогу обер-полицместер Любовицкий. Так что Константин Павлович спасся.

Численное преимущество было на стороне поляков. У восставших было примерно 10000 вооруженных человек. В частях русской армии, расквартированных в Варшаве, было примерно 7000. Причем значительная часть из них была выходцами из польских и литовских земель.

Тем не менее, первые атаки восставших были отбиты. Причем не все польские военнослужащие перешли на сторону восставших. Известно, например, что шесть польских генералов отказались изменить присяге и были убиты.

Однако мало было отбить атаку, надо было понимать, что делать дальше. Войска, не получавшие приказов и не знавшие, что делать, были деморализованы. Наконец, Константин Павлович собрал оставшиеся верными ему части и к двум часам ночи 30 ноября покинул Варшаву. Город, таким образом, оказался в руках восставших.

Константин Павлович действительно имел все шансы быстро разобраться с восстанием. Даже несмотря на то, что на польские части нельзя было полагаться. Но вооруженные студенты и ремесленники едва ли смогли бы долго противостоять регулярной армии.

Вместо этого наместник не только ничего не предпринял, но и вступил в переговоры с поляками. В итоге он согласился отпустить все польские части, сдать сильные крепости Модлин и Замостье, а сам все с оставшимися войсками обязывался покинуть территорию Царства Польского. Что и было сделано.

Будь на его месте не брат императора, а кто-то другой, его бы непременно отдали под суд за измену. Сам Константин Павлович объяснял свое поведение нежеланием участвовать "в этой польской драке". Он полагал, что речь идет исключительно о конфликте между поляками и их королем Николаем I, императором Всероссийским. Дескать, вот пусть сам Николай с ними и разбирается.

И Николай I разобрался — вот только война продолжалась до октября 1831 года. Чего вполне можно было избежать, исполни Константин Павлович возложенные на него обязанности.

rusday