Новости

Польская пересменка в Украине: одного «ушли», другого – назначили

Не понимаю, зачем нам столько поляков в руководстве госкомпаний? Мы же не собираемся в будущем интегрироваться в Польшу, хотя бы силами львовской области? Нет, это я так спросил. Без всякого умысла на федерализм и посягательства на суверенитет (знаем Уголовный кодекс, не маленькие). Cами посудите: одного польского менеджера едва выпихнули с прокуратурой и скандалами, и тут же наняли следующего. Должно же быть этому какое-то объяснение. 

 

Отыграть свой концерт до 2019 года – даты, до которой был продлен контракт, Войцеху Балчуну, как известно, помешала Генпрокуратура. Точнее, мешали ему все, начиная с министра инфраструктуры Владимира Омеляна. Но прокуратура прямо написала, что ляху тут не место, он прогуливает работу. 

Если верить пресс-релизу Генпрокуратуры, в 2016 году глава “Укрзализныци” был на работе 87 дней из 145 рабочих, а в этом 45 из 103. Ну, кто сейчас в такую жару на работу ходит? Омелян тоже фотки с турецкого курорта постит. Правда, он был в отпуске официально.

А Балчун в рабочее время трудился в шортах над коктейлями в компании какой-то пани у бассейна одесского отеля М1. 

Что тут скажешь: как вы нам платите, так мы и работаем. В феврале Балчун пожаловался, что “я и моя команда интенсивно работаем, однако размер заработной платы не достигает даже 1,5 млн. долларов” (в год, – автор). 

Зарплата у него, конечно, была “копеечная”, конечно, 463 тыс. грн в месяц. Это всего $18,5 тыс. За такие деньги уважающий себя польский менеджер даже “dzięki” не скажет. 

Но Балчуна сняли не за то, что он за свою высокую зарплату не ходил на работу. И даже не из-за 90 уголовных производств по фактам присвоения, растраты, завладения имуществом путем злоупотребления служебным положением должностными лицами "Укрзализныци", которые расследует ГПУ. О чем Юрий Луценко написал премьер-министру Владимиру Гройсману 2 августа.

Тем более, что на стороне свежеуволенного главы “Укрзализныци” оказалась... военная прокуратура, ставшая фактически пиар-оппонентом Генеральной прокуратуре. Многие из-за жары, наверное, пропустили любопытноесобытие, имевшее место несколько дней назад: главный военный прокурор Анатолий Матиос вышел на брифинг совместно с главой "Укрзализныци" Войцехом Балчуном. И вместе они похвастались конфискацией 1000 российских вагонов, якобы принадлежащих представителям “антинародного режима”. 

Насолить русским и “януковичам” – это, единственное, что объединяло Балчуна и отечественный истеблишмент. Проблема польского рокера в том, что он со своими лоббистскими евро-интересами вклинился в наши национальные олигархические интересы. Лавировать между кланами они не умел и ленился учиться. 

Например, если верить обнародованным версиям, “конфликт по линии "Балчун-Омелян" начался еще летом 2016-го, когда новоназначенный глава "Укрзализныци" отказался принимать некоторые результаты тендеров”. В частности, приводят пример “тендера с поставками креплений для "Укрзализныци", в котором соревновались ООО "Корпорация КРТ" и ООО "АТ Механика" – одно из предприятий продвигал Омелян, однако предложение было отвергнуто Балчуном”. 

ООО "Корпорация КРТ" – львовская компания. Львов раньше был под Польшей (тьху, опять меня не туда занесло). А из Львова, как известно, крупнейшие отечественные ж/д-магнаты, нардепы братья Ярослав и Богдан Дубневичи. Младший Ярослав Дубневич заодно и председатель транспортного комитета парламента. О чем неустанно твердил Омельян во время публичных конфликтов с Балчуном.

В общем, начали они собачиться с запчастей, потом дошли до высоких материй. Балчун сумел улизнуть от своего обидчика путем передачи “Укрзализныци” от Мининфраструктуры в управление Минэкономразвития. Но на днях Окружной суд Киева отменил постановление Кабмина об этом и вернул "Укрзализныцю" домой. "Впереди у нас много интересных общих проектов для пассажиров и бизнеса", – с восторгом написал в соцсетях пляжник Омелян из Бодрума. 

И так они грызлись по всем аспектам. Причем, это был не спарринг Балчуна с Омелянами, а групповая драка стенка на стенку, в которой смешались интересы Ахметова по локомотивам, металлургов – по полувагонам, аграриев – по зерновым вагонам и т.д. 

Гройсман, который, по слухам, не доволен амбициозным Омеляном и потому “тянул мазу” за Балчуна, в конце концов, махнул рукой и подписал ему дембель прямо на заседании Кабмина. 

Более того, примечательно, что и.о. предправления “Укрзализныци” стал глава набсовета Евгений Кравцов, а не кто-то из “польского ансамбля” в правлении. Хотя замов-поляков у Балчуна было в ассортименте: Желько Марчек, Ремигиуш Пашкевич и Марек Роберт Залесный – это все члены правления

В общем, история с Балчуном показала, что чужим куликам в наше болото лучше не соваться. Почему тогда мы еще раз вступаем в ту же реку снова? Да, Павел Станчак, которого наблюдательный совет НАК "Нефтегаз Украины" недавно назначил на должность президента публичного акционерного общества "Укртрансгаз", имеет внушительный послужной список: более 25 лет работает в области транспортировки, распределения и хранения газа, потом отвечал за отделение функции оператора газотранспортной системы и образование независимого оператора ГТС Польши Gaz-System S.A. 

Это все прекрасно. Но наш “Укртрансгаз” – это чуточку другая опера. У него сейчас две стратегические задачи: обанкротить трейдера Фирташа и отдаться европейским компаниям, перепродающим нам российский газ с наценкой и пожелавшим зайти на внутренний украинский рынок. Об этом “Версии” уже написали

Процитирую, пардон, самого себя: “Не уверен, что «Нефтегаз», являющийся монополистом в сфере поставки природного газа потребителям Украины, мечтает заполучить конкурентов в лице французский ENGIE (уже получила от НКРЭКУ лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности на внутреннем рынке) или швейцарской компании Petroforce. У него и так доходов с гулькин нос, а будет еще меньше. 

Но знающие люди говорят, что наши великодушные европейские партнеры поставили жесткое условие: хотите и дальше получать российский газ под видом европейского, пустите нас на внутренний рынок газоснабжения”. 

Собственно для этого нам и нужен поляк во главе “Укртрансгаза” – для мягкой и бережной капитуляции европейским поставщикам. Справится ли он с этой задачей или уйдет с позором как его земляк Балчун? Время покажет. 

А пока интересно будет проследить, появится ли в “Укртрансгазе” отряд польских менеджеров. И еще любопытство распирает: сколько положили оклада Павлу Станчаку, Проще говоря, начальником нашей газотранспортной системы. Как Олегу Прохоренко из “Укргаздобычи” (напомню, у него 1 млн. грн в месяц с надбавками) или всего лишь как Войцеху Балчуну? Просто любопытствую...
 

Егор Смирнов