Новости

Польские дипломаты «оккупировали» Харьков

Польская пропаганда продолжает тихой сапой обрабатывать Украину. С момента прихода к власти киевской хунты в 2014 году от обилия пропагандистско-массовых мероприятий, проведённых Варшавой на Украине, рябит в глазах. Варшава спешит: ей надо как можно быстрее и как можно сильнее перепахать идеологическое поле Украины, приспособив его под свои политические нужды.

Очередное такое мероприятие прошло в Харькове, где дипломаты Генерального консульства Польши возложили цветы на кладбище жертв тоталитаризма. Как сообщает польское издание Slowo Polskie, «в память о погибших солдатах Войска Польского и других лиц, убитых властями СССР».

Польские дипломаты «оккупировали» Харьков

На первый взгляд, дипломаты из Польши всего лишь почтили память погибших соотечественников, но на самом деле это часть идеологического спектакля, в котором польские дипломаты участвуют уже восьмой год. Режим Зеленского услужливо распахивает перед ними все двери и предоставляет доступ к темам, которых ранее польские дипломаты затрагивать не осмеливались, например, повсеместное почитание захоронений польских мятежников и легионеров прошлых веков, антисоветского движения «Солидарность» и так далее.

Траурное мероприятие с участием сотрудников Генконсульства в Харькове – это не столько о поминовении усопших, сколько о попытке создать очередной механизм стигматизации России и Русского мира. Причём делается это вопреки историческим фактам. Репрессии НКВД в 1930-х никто не отрицает, но Варшава придаёт этим репрессиям этико-эмоциональную окраску, которой в них не было. Аресты лиц польской национальности в УССР проводились не из-за того, что это были поляки, а из-за того, что советских поляков Варшава использовала в то время как кадровую базу для вербовки польскими спецслужбами. Подробности можно узнать в монографии «Польский крест советской контрразведки» бывшего сотрудника КГБ и ФСБ профессора Александра Здановича.

Зданович указывает, ссылаясь на архивные данные, что глубина проникновения польских спецслужб в структуры власти в СССР в 1920-1930-х была настолько внушительной, что вся польская диаспора находилась под плотным вниманием НКВД. В Варшаве об этом знали, но жизнями советских поляков не дорожили. После ареста одного шпиона польская разведка вербовала другого и так на протяжении многих лет.

В период разгула политических репрессий в СССР это была крайне безжалостная тактика. Ведь арестованных ждал большой тюремный срок, а часто смертная казнь. Поляков в СССР было много, и Варшава, видимо, надеялась, что всех не пересажают. Учитывая конвейерно-массовый подход Варшавы к вербовке советских поляков, разве удивительно, что под каток НКВД попадали не только виновные, но и невиновные поляки? В Польше, к примеру, диктатор Пилсудский учинил репрессии ещё в конце 1920-х, но это не мешает полякам его обожать. 

Сегодня Варшава не делает различия между виновными и невиновными, причисляя всех поляков скопом к жертвам сталинизма. Чтобы придать своим стараниям больший идеологический масштаб, Варшава «пристёгивает» тему репрессированных поляков к теме репрессий советских граждан как таковых. 

Позвольте, но в 1920 году завершилась неудачная для Страны Советов война с Польшей. Поляки оккупировали Западную Украину и Западную Белоруссию, а на советское население смотрели как на врагов. А сегодня польские дипломаты в Харькове делают вид, будто Польше жалко репрессированных граждан СССР. 

Война 1920 года – одно из центральных событий польской истории. Для каждого современного поляка солдаты Войска Польского, убивавшие советских граждан в советско-польскую войну ,– это герои из героев. Так, 1 ноября в Житомирской области корреспонденты польского телеканала TVP Polonia и члены Житомирского областного союза поляков в торжественной обстановке почтили память вояк армии генерала Галлера, «отдавших свои жизни в схватке с большевиками», то есть в боях за Украину. Большевики гнали поляков с Украины, генерал Галлер вёл польские полчища опять на Украину. 

Ненависть поляков к советским жителям в 1920 году не даёт современной Польше морального права притворяться сочувствующей жертвам сталинских репрессий, которые развернулись всего через полтора десятка лет после окончания советско-польской войны. Те, кого поляки убивали в 1920 году, и те, кого репрессировали в СССР ,– это были одни и те же люди.

Польша до Сталина устроила  жителям советской Украины свои репрессии руками так называемых осадников – ветеранов войны 1920 года, которым бесплатно раздавали земельные наделы на Западной Украине и Западной Белоруссии, разрешали учинять акции запугивания местного населения, разрушать православные храмы, бросать в застенки недовольных. Варшава собирается в этом каяться?

Похороненные в Харькове солдаты Войска Польского воевали за Речь Посполитую «от моря до моря». Понятие «восточные территории» (kresy wschodni) поляки раздвигают до Киева и далее. С точки зрения польской историографии Киев – это Польша, и в 1920 году Варшава воевала за то, чтобы Киев был в составе польского государства. 

В 1992 году Варшава признала суверенитет Украины, признав тем самым право Киева на западноукраинские земли и отсутствие такого права у Польши. Получается, могилы польских солдат в Харькове – это могилы оккупантов-империалистов. Ведь Польша сама отказалась от «восточных территорий», признав их украинскими. Раз они украинские, значит поляки в 1920 году хотели оттяпать чужое, а кто хватает чужое – тот вор и оккупант. Так о каких невинных жертвах советской власти можно говорить по отношению к воякам Войска Польского, коих настигло справедливое возмездие?

Далее, если Польша осуждает тоталитаризм как таковой, а польские дипломаты утверждают именно это, тогда почему бы Польше не осудить тоталитарную идеологию украинского национализма? Возложат ли польские дипломаты цветы к памятнику жертв ОУН-УПА* на Украине? Такой монумент в память об учителях Донбасса, убитых бандеровцами на Западной Украине, есть в ЛНР, но Варшава настроена к ЛНР весьма враждебно. Выходит, что польская дипломатия делит жертв тоталитарных идеологий на правильных и неправильных. Поляки, убитые ОУН-УПА, – правильные, а убитые теми же бандитами сторонники Русского мира – неправильные, и их смерть Польша по умолчанию приветствует. 

Тема сталинских репрессий уже давно превратилась в политический мем. Это раскрученная идеологема, и польская дипломатия старается поставить её на службу Польше. Сплетая воедино вопрос сталинских репрессий, аресты поляков в СССР и содержание в тюрьмах солдат Войска Польского позволяют Варшаве затемнять суть дела, окутывая тему польского экспансионизма на Украине сентенциями о сталинском режиме и прочими антисоветскими идеологемами. 

Необходимо различать то, что происходило в СССР при Сталине, и то, чем в это время занималась Варшава и какие вынашивала планы. Тогда всё станет на свои места, и Польша явится перед публикой в неприкрытом виде, демонстрируя свои моральные изъяны и вовсе не благочестивые политические намерения.

Валентин Лесник