Новости

Поляков Украины натравливают на Белоруссию

Союз поляков Украины (Związek Polaków Ukrainy) и Федерация польских организаций на Украине (Federacja Organizacji Polskich na Ukrainie) в лице своих руководителей Антония Стефановича и Терезы Дуткевич выразили совместный протест против задержаний членов Союза поляков в Белоруссии (СПвБ) под председательством Анжелики Борыс.

«Выражаем полную солидарность с поляками в Белоруссии, осуждаем действия белорусских властей в отношении наших соотечественников, призываем к немедленному прекращению репрессий и освобождению деятелей СПвБ», говорится в заявлении. Таким образом, польские организации Украины присоединились к пропагандистско-информационной войне против президента Белоруссии Александра Лукашенко, встав на сторону Польши, Литвы, ЕС и США.

Ситуация с польским меньшинством в Белоруссии, действительно, тревожна, но не из-за политики Минска, а из-за политика Варшавы, которая старается столкнуть лбами белорусских поляков с народом и властями Белоруссии. МВД и КГБ Белоруссии провели серию задержаний наиболее активных членов СПвБ Анжелики Борыс, включая и её. Борыс вменяют действия, направленные на разжигание межнациональной и религиозной вражды, а также реабилитацию нацизма. Об этом нюансе пан Стефанович и пани Дуткевич как-то скромно умолчали в своём протесте.

Умолчали они и о том, что в Белоруссии есть два Союза поляков – под руководством Анжелики Борыс и под руководством Мечислава Лысого. Минск признаёт Союз поляков М. Лысого и объявил нелегальным Союз поляков А. Борыс. Связано это с тем, что поляки Лысого занимаются сохранением польской культуры и языка и не лезут в политику, а поляки Борыс делают вид, что занимаются сохранением польской культуры, а в реальности формируют пятую колонну. Поляки Лысого в недавней попытке свержения Лукашенко участия не принимали. Поляки Борыс составили кадровый резерв для уличных протестов.

Несмотря на многолетний нелегальный статус, Союз поляков Борыс располагал несколькими Польскими домами, учебными заведениями и молодёжными организациями. Власти почти не препятствовали Борыс, давая ей шанс прекратить антиправительственную пропаганду, но та не унималась. Поскольку её Союз поляков финансировала Варшава, она и заказывала музыку. Борыс и её подопечные проводили патриотические акции для юношества и молодёжи, рассказывая им, что Западная Белоруссия – это польская земля, захваченная советскими оккупантами в 1939 г. Она проводила пропагандистские акции по восхвалению польских мятежников XVIII-XIX вв., чьи руки запятнаны убийствами православных белорусов. Она чествовала боевиков Армии Крайовой (АК), истреблявших белорусов в послевоенное время, принижала подвиг советских солдат, освободивших Белоруссию и Польшу от немецко-фашистских захватчиков и так далее… Вот истинная причина задержаний членов Союза поляков Борыс и обысков в их квартирах и помещениях Союза.

Положение этнических поляков в Белоруссии намного лучше, чем положение поляков на Украине. Количество польских организаций, обществ и классов с изучением польского языка в Белоруссии больше, чем на Украине хотя бы потому, что в Белоруссии официально поляков почти на 160 тысяч больше (300 тыс.), чем на Украине (144 тыс.). Польская культура является заметной частью этнической палитры Белоруссии. На Украине польская культура существует где-то на задворках, она практически незаметна (последний фестиваль польской культуры прошёл в 2002 г.), хотя МИД Польши насчитывает на Украине до миллиона поляков и лиц польского происхождения (у кого хотя бы один из предков в трёх прошлых поколениях был поляком/польской). Цифра внушительная!

В самостийной Украине убыль польского населения в 1,2 раза опережает их убыль в период СССР, который польская пропаганда клеймит как тиранический. Надо учитывать, что в конце 1940-х произошёл обмен населением между СССР и Польской Народной Республикой. Из СССР уехали десятки тысяч поляков, из ПНР – десятки тысяч украинцев. При самостийной Украине такого не было, а темпы убыли поляков – выше! К 2041 г. польское меньшинство на Украине может прекратить своё существование.

В Белоруссии отсутствует вандализм в отношении многочисленных захоронений польских бунтовщиков и боевиков АК, несмотря на то что эти лица виновны в убийствах белорусов. На Украине же оскверняют могилы даже мирных поляков – жертв ОУН-УПА*, а в 2017 г. подожгли польскую школу № 3 в г. Мостиска Львовской области, потом обстреляли консульство Польши в Луцке и пытались подорвать автобус с польскими туристами. Так где жизни поляков в большей опасности – в Белоруссии или на Украине? Вывод очевиден.

Самый «польский» город Украины – Житомир. Здесь проживают 13 тысяч поляков, но всего одна польскоязычная группа в детском саду. Польских школ нет совсем. Впору критиковать не Минск, а Киев за пренебрежение культурными правами польского меньшинства, но пан Стефанович и пани Дуткевич делают всё наоборот. В чём же дело?

Дело в геополитике. Польша видит в националистической Украине своего союзника, а в Белоруссии с её интернационализмом – противника. Через Минск пролегает самый короткий путь от Варшавы до Москвы, этим путём шли когда-то Наполеон и Гитлер. Сегодня к этому маршруту присматриваются Вашингтон и Брюссель в их политике по укреплению восточного фланга НАТО. Варшаве позарез нужен в Минске в качестве президента оголтелый русофоб, пусть даже белорусский националист-полонофоб. Главное, чтобы его русофобия перевешивала его полонофобию. Лукашенко для этого не подходит, и потому Варшава уже в который раз пытается его смести.

Польше начхать на реальные права польского меньшинства на Украине и в Белоруссии. Белорусских поляков просто «назначили» на роль жертвенных барашков, натравливая их на Лукашенко. Ответные силовые действия белорусских силовиков – прекрасный пропагандистский повод для нападок на Лукашенко и призывов к международному сообществу обложить Белоруссию санкциями за «нарушение прав» этнических поляков.

На Украине в это время идёт пропаганда бандеровской идеологии, антипольской по своей сути. Реакция польского правительства на проявление бандеровской пропаганды всегда вялая, приурочена чаще всего к очередной предвыборной кампании и сводится к заявлениям о необходимости оставить эту тему историкам, дабы она не отягощала польско-украинские политические отношения. За этим скрывается желание пригасить антипольскую составляющую этой пропаганды, не позволив угаснуть её русофобской составляющей.

Поэтому ни одно польское общество из Федерации польских организаций на Украине никогда не выступает с принципиальным и бескомпромиссным осуждением неонацистской практики чествования карателей ОУН-УПА* и дивизии СС «Галичина». Всё сводится к незаметным и словно стеснительным протестным заявлениям, иногда появляющимся на официальных страницах этих организаций, что случается довольно редко. Польские организации на Украине в упор не видят возрождения неонацизма на Украине и связанной с этим националистической диктатуры, зато выказывают озабоченность «тираническим» правлением Лукашенко, который не позволяет нелегальному Союзу поляков Борыс из убийц делать героев.

Польские организации на Украине превращены Варшавой в пособников украинского национализма. Им поставлена негласная задача убедить общественность, будто белорусские власти пытаются задавить белорусских поляков исключительно за их национальность. Факты подрывной политической деятельности Союз поляков Борыс не афишируются. Умалчиваются факты игнорирования Киевом культурных потребностей украинских поляков. Если исчезновение грозит не белорусским, а украинским полякам, зачем лгать, что на Украине царит демократия, а в Белоруссии – тирания?

На заглавном фотомитинг в Белоруссии

Владимир Дружинин