Новости

Поп-Политика По-Американски. Или Не Судите Всех По Себе

То, что над некоторыми гениями смеялись,
не означает, что все, над кем смеются, являются гениями
(Карл Саган)

Намеки многих американских СМИ на то, что в президентских выборах 2020 года (наконец-то!) примет участие бывший вице-президент США Джо Байден, не произвели на публику ровным счетом никакого впечатления. Вот в 2016 году все ждали его вступления в гонку. Ну а вдруг Джо решится, а?

Джо не решился. И выглядело это жалко. Стоя в Розовом саду на ступеньках Белого Дома в октябре 2015-го, он объяснил прессе и избирателям, что личные обстоятельства и временные ограничения не позволяют ему начать собственную кампанию. Толпа обреченно охнула. Барак Обама, стоявший одесную, опустил очи долу. Мол, все сегодня ложатся под Клинтонов, я-то что могу?! «Это не означает, что я откажусь от…» — продолжил Байден, но никто уже его не слушал.

В 2014-15 гг. либеральные активисты надеялись на вступление в предвыборную борьбу сенатора Элизабет Уоррен. Ее тогда называли «иконой левых». С ней связывали надежды на возникновение внутри Демократической партии США низового движения наподобие Чайной партии, которое сможет оттеснить от власти истеблишмент и показать Америке новое лицо либерализма. Статьи с заголовками вроде «Run, Elizabeth, Run!» появлялись в то время в любой сколь-нибудь читаемой левой газетенке от Нью-Гемпшира до Орегона.

 

 

Но «слилась» и Уоррен. Сначала она отказалась баллотироваться, а затем поддержала Хиллари на ее предвыборном митинге в июне 2016-го. «Бунтарка-Элизабет» уже не бунтовала. Особую карикатурность ее выступлению плечом к плечу с г-жой Клинтон придавала ее «униформа» — она была одета в голубой брючный костюм точно того же тона, что и у Хиллари.

Уоррен, весьма неубедительно жестикулируя, заявила: «Хиллари Клинтон станет следующим президентом Соединенных Штатов, потому что она знает, как побить тонкокожего хулигана, которым движут алчность и ненависть!». Несложно догадаться, что речь шла о Дональде Трампе. Равно как несложно припомнить, чем всё закончилось. Я очень люблю пересматривать это выступление «иконы левых». Тонкокожий Трамп? Серьезно? Алчность и ненависть, когда рядом улыбается Хиллари? Пощадите, мисс Уоррен!

Следующей «иконой» стал Берни Сандерс. Демократический социалист (и формально независимый сенатор от Вермонта) был с самого начала выбран в качестве спарринг-партнера «неизбежного победителя президентских выборов». Но он вдруг стал делать успехи. Студенчество было от него без ума, его поддерживали интеллектуалы, звезды Голливуда произносили «Берни» с каким-то особым придыханием… И если бы не система так называемых суперделегатов и не откровенное мошенничество партийного начальства, Сандерс имел бы все шансы стать победителем праймериз.

До сих пор в средствах массовой информации и социальных сетях ведется дискуссия, кто бы стал президентом США, если бы кандидатом от Демпартии был старик Берни. Но Берни самым позорным образом сдался. Именно ему вручили на микрофон на партийной конференции, чтобы прекратить подсчет голосов делегатов. И он предложил считать «вопрос решенным». Его сторонники плакали, он прятал глаза, а партийные бонзы потирали руки. Дело было сделано. Во всяком случае, им тогда так казалось.

Спустя три с половиной месяца президентом стал Дональд Трамп, «хулиган», «человек, движимый ненавистью», толстосум, вчерашняя звезда реалити-шоу и «представитель самых худших инстинктов правых».

И вот перед либералами встает проблема 2020. С ноября 2016 года они убеждали избирателей, что Трамп не продержится и нескольких месяцев. Что с его пришествием в Белый Дом экономика США рухнет. Что его «очень скоро» подвергнут импичменту или отстранят от власти посредством 25-й поправки «под давлением широких масс общественности»…

В общем, переизбрание Дональда на второй срок станет для Демократической партии Соединенных Штатов, для Вашингтонской бюрократии, мейнстримных СМИ и бóльшей части экспертократии полной катастрофой.

Разумеется, если на промежуточных выборах в Конгресс в ноябре 2018 года демократы завоюют большинство в Палате Представителей, они почти наверняка попытаются инициировать процедуру импичмента. Вот только довести эту процедуру до конца почти нереально. За всю историю США это ни разу не удалось. Да, Ричард Никсон под угрозой отстранения от власти сам подал в отставку, но никто не знает, чем бы в 1974 году закончилось дело, если бы он «уперся» и продолжил борьбу. Не говоря уже о том, что в отношении Никсона велось реальное — а не фейковое с самого начала — расследование в связи с реальными правонарушениями.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Цифра «2020» все чаще мелькает в заголовках американской прессы. Перед так называемым «Сопротивлением» (довольно аморфным, но весьма шумным движением противников 45-го президента) встает серьезный вопрос — кого выдвинуть кандидатом от Демпартии на выборах главы государства через два года.

Элизабет Уоррен? Джо Байдена? Берни Сандерса? Может быть, непримиримую Максин Уотерс (которая часто путает Крым с Кореей)? Снова попробовать заинтересовать формально беспартийного Майкла Блумберга? Может быть, Хиллари снова попытает удачу?.. Или все-таки отложит реализацию мечты всей своей жизни до 2024-го?
Есть и более серьезная проблема. Как демократам договориться относительно кандидатуры соперника действующего президента? Кто должен стать их кандидатом?

 

Представитель истеблишмента, который скажет американцам, что, мол, хватит экспериментов, давайте вернемся в «счастливое вчера»? Или человек радикально левых взглядов, готовый бросить вызов как партийным боссам, так и правым?

С июня 2018 года американские левые пребывают в приподнятом настроении. Их любимица, 28-летняя социалистическая активистка Александрия Окасио-Кортес, выиграла демократические праймериз в 14-м округе штата Нью-Йорк у ветерана партии, конгрессмена с 20-летнем стажем, Джо Кроули. Сеньорите Кортес еще предстоит выиграть выборы в ноябре, но в ее победе в одном из самых либеральных штатов практически никто не сомневается. Может быть, будущее если не за самой Кортес, то за демократическими социалистами в целом?

К сожалению левых ультрас совместное предвыборное турне Александрии Кортес и Берни Сандерса не принесло желаемых результатов. Социалисты проиграли примерно две трети праймериз центристам. И хотя какое-то число «непримиримых», несомненно, окажется в Конгрессе после ноябрьских выборов, большинства они в демократических фракциях обеих палат не составят.

Особенно обидно выглядело их поражение на партийных праймериз в борьбе за пост губернатора штата Нью-Йорк. Здесь демократическим социалистом себя объявила Синтия Никсон (более всего известная по роли в сериале «Секс в большом городе»). Она все время была рядом с Кортес и среди первых поздравила ее с победой над Кроули. Александрия не осталась в долгу и поучаствовала в кампании Синтии. Но — всё напрасно.

То ли никто не поверил в искреннюю приверженность г-жи Никсон социалистическим ценностям, то ли жители штата Нью-Йорк решили, что с них пока хватит смелых экспериментов. Одно дело отправить в Палату Представителей молодую дерзкую активистку, совсем другое — дать ее «сестре» порулить и без того проблемным штатом.
Так или иначе, но перспективы кандидатов-социалистов на демократических праймериз 2020 года весьма туманны. Во всяком случае, пока.

 

 

И тут все вспомнили о непримиримом борце с Трампом, скандально известном адвокате Майкле Авенатти. В последнее время он приобрел известность благодаря представлению интересов порно-звезды Сторми Дэниэлс, которая в 2016-м получила отступные от адвоката Майкла Коэна за молчание о якобы имевшей место интрижке между ней и Дональдом Трампом.

Авенатти стал телезвездой. Не проходило и дня, чтобы он не появлялся в эфире того или иного канала с угрозами «вот-вот» рассказать о «чем-то таком», что непременно заставит президента подать в отставку. В ходе скандала, окружающего назначение нового судьи Верховного Суда США, ловкий юрист успел подсуетиться и заявить о «вновь обнаруженной жертве» судьи Бретта КавэноДжулии Светник. Его решительные действия привели к тому, что в ходе дополнительной проверки, назначенной Сенатом, ФБР будет рассматривать не только обвинения, выдвинутые профессором Кристин Форд, но и клиентки Авенатти.

Теперь адвокат все больше говорит о политике. Он призывает демократов действовать решительнее, пространно рассуждает о «моральном состоянии общества» и предрекает Америке неминуемую катастрофу в случае переизбрания Трампа на второй срок.

Впервые о том, что будущим кандидатом от Демократической партии может стать Авенатти, заикнулся вернувшийся из Европы (к предстоящим ноябрьским выборам в Конгресс) бывший советник президента Стивен Бэннон. Сложно сказать со всей определенностью, шутил один из главных идеологов трампизма или говорил серьезно.

В эфире юмористической передачи «Реальное время» телеканала HBO (как правило, она посвящена политике) Бэннон сказал ведущему Биллу Майеру: «Если бы Берни Сандерс обладал хотя бы долей бесстрашия Авенатти, он бы стал кандидатом от Демократической партии, так что наша работа (штаба Трампа в 2016 году — Д.Д.) стала бы куда сложнее». И далее: «Я вообще не думаю, что сейчас успешными могут быть профессиональные политики, поскольку мы живем в другое время… Я думаю, вас (либералов — Д.Д.) услышат, если за вас будут говорить люди вроде Опры или Авенатти, то есть личности более медийные».

Эти слова были сказаны 28 сентября. А уже 30-го в эфире MSNBC Майкл Авенатти заявил, что многие лидеры Демократического национального комитета призвали его выставить свою кандидатуру на пост президента США в 2020 году. Косвенно рассказанное адвокатом позже подтвердило издание The Hill. СМИ и социальные сети запестрели портретами Авенатти. Кое-кто даже успел присвоить ему звание «нового лидера Демократической партии».

 

 

Нет слов, как хочется посмотреть на дебаты 2020 года между Авенатти и Трампа!.. Если скандальный адвокат и правда будет выдвинут демократами кандидатом на высший государственный пост, не будет недостатка в комментаторах, которые назовут гонку-2020 «соревнованием клоунов».

Внешне американская политика окончательно превратится в сюрреалистическое реалити-шоу. Во всяком случае, медиа Старого Света совершенно точно не преминут именно так охарактеризовать выборы в заокеанской державе.

Почти наверняка — с той же уверенностью, с какой сегодня говорят об «эпохе пост-правды» — будет высказана точка зрения, что в США наступили времена поп-политики. И несколько «гениев» обязательно примутся уверять, что «иначе в Америке и быть не могло». У нас в стране многие с радостью воспримут этот дискурс.

Между тем, даже если Авенатти и правда станет кандидатом в президенты от Демпартии (и — тут Бэннон прав — будет бескомпромиссно бороться с хозяином Белого Дома), он не будет зеркальным отражением Большого Данальда. Майкл не сможет стать эдаким либеральным «близнецом» Трампа — только его жалкой пародией. По внешним признакам он сможет «скопипастить» республиканского соперника и даже перещеголять его, но по содержанию…

Дело даже не в том, что к тому времени Дональд Трамп будет уже четыре года президентом, причем президентом весьма успешным — на его счету будут и достижения в экономике, и переформатирование мировой торговли, и назначения в Верховный Суд.

Дело в том, что Трамп еще с конца 1980-х постоянно говорил о том, что профессиональные политики заводят Америку в тупик, разоряют национальный бизнес и уводят из страны рабочие места. Впрочем, он этим не ограничивался и выдвигал (казавшиеся когда-то дикими) идеи о защите внутреннего рынка и реиндустриализации Запада. Авенатти же — всего-навсего корпоративный юрист с сомнительными этическими принципами.

Трамп отличился не тем, что был экстравагантным кандидатом и «несистемным республиканцем». Он стал для миллионов консервативных избирателей единственной и последней надеждой на то, что Америка в XXI веке не растворится во всеобщем «прекрасном либеральном завтра». Да, ему помогло то, что он был шоуменом и все обвинения ему были нипочем. Но главное — в нем увидели носорога, который сможет протаранить вашингтонский истеблишмент от имени простого избирателя.

В ходе предвыборной кампании Трамп сформулировал свою программу гораздо четче и адекватнее, чем его соперница, Хиллари Клинтон, которая старалась избегать острых углов и высказывания своей личной точки зрения. По сути дела, она вела «нормальную» — то есть обычную — избирательную кампанию, старательно участвуя в политическом шоу, чей сценарий был написан за пару десятилетий до нее. Не по форме, но по содержанию именно истеблишмент в лице бывшей первой леди занимался поп-политикой в 2016-м, а не Дональд Трамп.

Поэтому элита и отреагировала на потенциальную кандидатуру Майкла Авенатти столь ярко. Ей всё еще кажется, что, придай их обычному унылому содержанию «веселенькую» форму, и вернутся старые добрые времена.

 

 

Так что если Синтия Никсон — это лучшее, что есть у демократических социалистов, а Авенатти — у левоцентристов, то Трамп может спокойно начинать строить планы на второй срок.

 

Дмитрий Дробницкий