Новости

Посадят ли Саакашвили: блудный грузин возвращается на родину

Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили объявил о своем намерении вернуться в Грузию, где 31 октября должны состояться парламентские выборы. После этой избирательной кампании Грузия перейдет к парламентской форме правления, следовательно, главным чиновником страны будет премьер-министр. Видимо, на этот пост и нацеливается беглый экс-президент. Но вернется ли он на самом деле на родину? Ведь там на него заведен десяток уголовных дел, по некоторым уже и приговор вынесен — не менее шести лет тюрьмы.

Министр юстиции Грузии обещает «гостеприимно» встретить Саакашвили прямо на трапе самолета в тбилисском аэропорту и, надев наручники, проводить его в «апартаменты» тюрьмы в Ортачала. Возможно, Михо хочет повторить свой «финт ушами», когда он с помощью фанатов буквально прорвал польско-украинскую границу. На сей раз будет прорываться из Турции в Батуми?

Саакашвили записал по этому поводу видеоролик на грузинском языке и попробовал объяснить свои намерения и цели.

«Украина — мой второй дом. В свое время я приехал сюда из своего главного дома — сладкой Грузии. Я любил Украину еще со времен студенчества, в самые тяжелые времена именно она приняла меня таким, каким я являюсь, без условий и требований, и я это очень ценю. <…> За допущенные ошибки хочу у всех попросить прощения. За эти семь лет не было ни одного дня, когда бы я не интересовался новостями Грузии, и знаю точно, что период моего президентства не прошел даром, многое, что мы создали, сохранено и функционирует до сих пор. Когда я слышу новости из Грузии, понимаю, что мы можем жить намного лучше, каждый грузин может жить богаче и у нас это получится. Я возвращаюсь!», — не то обещает, не то угрожает кандидат то ли в грузинские премьеры, то ли в арестанты.

Директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков полагает, что в Грузии будет запущен новый предложенный и утвержденный американцами политический проект с участием «великого реформатора».

«Поэтому он и рвется туда. Посмотрим, станет ли он прорывать их границу, как прорывал нашу, или последует какой-то другой ход. Пусть идет — в Украине от него пользы, как от козла молока, лишь шум один», — отмечает Рудяков.

Михаил Саакашвили далеко не в первый раз обещает вернуться на родину и возглавить оппозицию для отстранения от власти правящей «Грузинской мечты» во главе с ее председателем Бидзиной Иванишвили (это влиятельный олигарх, не занимающий никакого государственного поста). Вообще-то это присуще беглым грузинским политикам: размахивать в телеэкране авиабилетом и сыпать угрозами — вернуться и показать непонятно кому кузькину мать. Этим отличился, например, в Париже экс-министр обороны Ираклий Окруашвили.

«Непонятно, почему на этот раз его заявление вызвало повышенный ажиотаж, ведь прежде он ни разу не переходил от слов к делу, — удивляется грузинский журналист Георгий Ахвледиани. — Не считая, конечно, перехода им польско-украинской границы, но на Украине тогда была подходящая ситуация, а в Грузии ее нет. Министр юстиции Тея Цулукиани повторила прежнее мнение: при появлении на грузинской территории Саакашвили будет арестован».

Нельзя сказать, что у Саакашвили не осталось сторонников — они, безусловно, есть в партии «Национальное движение», а также те, кто по какой-то причине продолжает верить в эту политсилу.

Согласно опросам, за «националов» на парламентских выборах 31 октября готовы голосовать лишь 13–15% избирателей — это намного меньше, чем за «Грузинскую мечту».

Поэтому оппозиция решила было идти на выборы единым фронтом, но объединению очень помешал фактор Саакашвили.

«Например, отколовшаяся именно из-за него от "Национального движения" партия "Европейская Грузия" не видит его места в политической элите. Решение "националов" выдвинуть его кандидатом в премьеры, который будет избираться в новом парламенте, окончательно оформило раскол между двумя главными оппозиционными силами», — отмечает Ахвледиани.

Отношение к экс-президенту в Грузии сегодня полярное. Некоторые продолжают его боготворить, по-прежнему считая мессией, но подавляющее большинство граждан категорически его не приемлет (в качестве лидера — наверняка).

Да и действующая власть, конечно, совершенно не заинтересована в появлении Саакашвили в Грузии — если его посадят, начнутся визгливые акции протеста, непревзойденными мастерами которых являются «националы».

Их могут поддержать и другие партии — хотя бы из желания набрать политические очки, а вовсе не из симпатий к экс-президенту.

«Зазвучат требования американских и европейских политических кругов, в которые он почему-то все еще вхож, освободить его. Не сажать тоже нельзя: это означает показать свою слабость, к тому же он на свободе станет головной болью для власти, устраивая акции и провокации в своем стиле. В общем, будет еще та морока для "Грузинской мечты", которая надеется, что Саакашвили не появится в Грузии. Кроме того, временно объединившаяся оппозиция в случае гипотетического успеха на выборах самый важный государственный пост (премьер-министра) ему не отдаст: у "националов" в одиночку добиться данной цели не получится — собственных ресурсов маловато. Поэтому, оценив расклад сил, Саакашвили может попросту потерять интерес к данному "проекту". Хотя уже сейчас есть ощущение, что это уже произошло», — резюмирует Ахвледиани.

Политтехнолог Василий Стоякин напоминает, что Саакашвили лишен грузинского гражданства, а значит, не сможет попасть на территорию страны как минимум из-за карантина. «В Грузии он, безусловно, нужен созданной им партии и подобранным им кадрам. Эта политическая сила остается влиятельным фактором внутренней политики Грузии», — считает он.

Правда, не очень ясно, нужен ли Саакашвили сам по себе или как символ — ведь он несет с собой не только некоторый рейтинг, но и еще больший антирейтинг.

В Украине он нужен только соросятам, но, опять же, не как реформатор, а в качестве символа того, что у Грузии якобы что-то «получилось».

Руслан Веснянко