Новости

Последние переговоры в «нормандском формате»

О договороспособности и отсутствии политической воли.

Президент Украины Владимир Зеленский теоретически договороспособен, но фактически я не вижу у него политического потенциала, чтобы договориться с Россией. Чтобы реально избрать курс нормализации отношений с восточным соседом и добиться реализации этого курса, нужны политическая воля и политический опыт. В случае Украины мы имеем дело даже не с бывшим шоуменом, а с человеком, который, в отличие от других подобных примеров (того же Рейгана, которого постоянно вспоминают, говоря о Зеленском), не имеет политического опыта в принципе, то есть он на пост главы государства вступил сразу из шоу-бизнеса, из клоунады. Он не имеет за собой никакой команды и ни разу за время своего президентства не продемонстрировал политической воли. Поэтому то, что он инициирует какое-то оживление миротворческого процесса в Донбассе, большинство, конечно, приветствует (кроме самых отмороженных украинских националистов и их союзников на Западе), но в то, что он способен довести этот миротворческий процесс до хоть какого-нибудь логического завершения, хоть выполнения Минских соглашений, хоть чего-то ещё, я не верю.

Скорее я верю в сценарий дальнейшей хаотизации власти на Украине, потерю управляемости страной (что, в общем-то, было предопределено в известной степени при избрании президентом Зеленского) и конституционную реформу, потому что в условиях олигархии, которая является подлинным режимом власти на Украине, политическая власть тем выгоднее олигархату, чем она слабее. Исходя из этой логики, возможности Зеленского будут только уменьшаться со временем, и я боюсь, что вот эти переговоры в «нормандском формате» станут последними.

Что касается возможного сравнения власти олигархата в Молдове, которая была свергнута Додоном, и олигархата на Украине, то здесь подобный сценарий практически невозможен. Тут же на первое место выходит фактор политического лидерства. Игорь Додон — сильная личность, крепкий, мужественный, боевой человек, и уже на момент моего общения с ним (а это был 2015 год) у него была очень мощная выстроенная политическая команда, и тогда же у меня возникли подозрения, что он может победить, что в итоге и произошло. У Зеленского же опыта нет, бойцовских качеств нет, команды за ним нет, его партия «Слуга народа» — это фейк, поэтому какие-то аналогии Украины с Молдовой, конечно, возможны, но это не точная параллель, и с уверенностью можно сказать, что Зеленский — это не Додон.

А что касается эффекта этих переговоров для России, то в них большой выгоды для нас искать не надо. Я думаю, что первоочередным эффектом будет информационный. Эта встреча будет ещё одним свидетельством того, что Россия не заинтересована в войне на Украине, а наоборот, заинтересована в урегулировании конфликта и прилагает к этому все усилия. Я не думаю, что это приведёт к отмене санкций или хотя бы их смягчению, но позиции наших вечных визави (Польши, Прибалтики и т. д. по списку) насчёт того, что с Россией надо обходиться жёстко и продлевать и ужесточать санкции, станут ещё слабее, чем были, а они в последний год становятся всё тише.

Александр Носович