Новости

Последний рейс: как на жизнях украинских моряков делают состояния

На Черном море разворачиваются события, аналогов которым не было в современной Украине. В течение пяти лет под воду ушло пять 100-метровых транспортников с экипажами, состоящих в основном из украинских моряков. И хотя суда формально были под флагами других государств, эксперты считают, что большинство их владельцы — украинские предприниматели.

Отметим, что Черное море, хотя и отличалось крутым нравом, все таки не имеет славы «пожирателя кораблей» как, скажем, Бермуды и другие опасные участки в мировом океане. И тем не менее, корабли тонут, а люди гибнут...

Судно развалилось на глазах

Казалось бы, за столетия мирового судоходства человечество должно было выработать строгие правила по обеспечению безопасности и придерживаться их. Но, как показывают примеры ниже, этого не происходит.

Не дошли к порту. Последняя из катастроф произошла на прошлой неделе, 11 марта. Судно «Волго-Балт 179» под флагом Коморских островов с грузом угля двигалось к румынскому порту Констанца. Погодные условия в тот момент были неблагоприятными: скорость ветра составляла 50 км/час, а высота волн достигала четырех метров, что было запредельным для кораблей такого класса. В 04:40 утра капитан передал сигнал бедствия. Ближе всех к месту крушения находилось судно GSP Falcon. Его экипажу удалось спасти 10 моряков — все украинцы. Еще двое наших соотечественников погибли, а один считался пропавшим без вести. По одной из версий, транспортник получил повреждения из-за набежавшей волны так как был уже достаточно старым.

Сухогруз “Волго-Балт 179” затонул недалеко от берегов Румынии

Сухогруз “Волго-Балт 179” затонул недалеко от берегов Румынии

Отметим, что название «Волго-Балт» обозначает тип судна — «река-море». Эти транспортники строились в 70-х, начале 80-х гг. прошлого века для СССР. Служат они для перевозки угля, зерна, металла, щебня. Максимальная высота волны для таких сухогрузов не должна превышать больше трех метров

Затонули у побережья. 17 января нынешнего года вблизи берегов турецкой провинции Бартын затонуло судно «Арвин». В тот момент там находилось 12 членов экипажа (по другим данным — 15). Выяснилось, что во время шторма сухогруз надломился, о чем свидетельствует видео, снятое с капитанской рубки и опубликованное в сети. Слышно, как звучит приказ взять «гидрокостюмы». Затем голос «Mayday, Mayday (сигнал бедствия), Мое судно надломлено! Mayday! Arvin! Arvin!» Несмотря на оперативные сборы, спастись удалось не всем, четыре человека погибли.

Ранее «Арвин» назывался «Волго-Балт 189». Судно было построено в 1975 г. Чехословакией. С 2016 года и до дня своей гибели сухогруз ходил под флагом островного государства Палау.

Исчезло через несколько минут. Утром 7 января 2019 года у берегов Турции затонул сухогруз «Волго-Балт 214» 1978 года постройки. Погибли шесть членов экипажа, среди них были украинцы. Семерых человек удалось спасти. Судно ходило под флагом Панамы. Позже спасенные моряки, рассказали журналистам «Радио Свобода», что их товарищи не дождались помощи в течение каких-то 25-30 минут. Люди умерли от переохлаждения.

Выяснилось что времени на то, чтобы предпринять какие-то действия по эвакуации с судна, у экипажа практически не было: уже спустя пару минут после того, как корабль стал погружаться под воду, на плаву оставалась только надстройка и часть кормы. Экипаж спустил на воду спасательные плоты и шлюпку, но из-за сильного крена морякам пришлось прыгать прямо в воду. Из-за сильных волн и ветра выбраться из воды в плот смог только один член экипажа; еще трое, в том числе капитан, смогли забраться в шлюпку.

Выжившие моряки рассказали о своем спасении. Фото: "Радио Свобода".

Выжившие моряки рассказали о своем спасении. Фото: «Радио Свобода».

Трагедии удалось избежать. 13 октября 2018 г. в 50 милях от берегов Крыма затонуло судно под флагом Панамы, которое перевозило металлолом. На борту находились восемь членов экипажа из Азербайджана и Турции. Все спаслись. Поскольку название и тип судна неизвестны, мы ограничимся лишь краткой информацией о происшествии.

Пропал с радаров. 19 апреля 2017 года возле Керченского пролива затонул сухогруз «Герои Арсенала» («Волго-Балт»), шедший под флагом Панамы с грузом зерна из порта Азов в Турцию. Поначалу спасатели обнаружили, что корабль пропал с радаров, но затем выяснилось, что сигнал SOS пробивался уже со 100-метровой глубины — судно затонуло.

На момент трагедии на корабле было девять украинцев, один грузин и двое граждан РФ, один из которых — капитан судна. Турецкая компания, являвшаяся оператором сухогруза, тогда заверяла, что корабль якобы находился в отличном состоянии.

Транспортник "Герои Арсенала" затонул в Керченском проливе.

Транспортник «Герои Арсенала» затонул в Керченском проливе.

Сухогруз был построен в 1980 г и базировался в Калининграде, затем было передан Украинской ССР и сменил название на «Герои Арсенала».

Сверхприбыль означает беспредел

Как рассказал «Klymenko Time, исполнительный вице-президент Ассоциации Морская палата Украины, капитан дальнего плавания Вячеслав Кисловский, все затонувшие суда в Черном море являлись — субстандартными. Так называют корабли, не в полной мере отвечающие нормам международных конвенций. Своим владельцам они приносят огромные прибыли, а семьям моряков как правило — горе и слезы.

— Данные типы судов не должны отходить от берега более чем на 20 миль. Но владельцы требуют от капитана нарушать, и тот вынужден это делать из опасения потерять работу. В компаниях нет оценки качества системы безопасности. В системных же компаниях все это есть и нарушать там не позволят, — рассказал он.

Кисловский сообщил, что судно, затонувшее близ Румынии 11 марта нынешнего года, до 2019 года имело Регистрацию судоходства Украины, руководство которых любит поощрения в конвертах. Затем судну выдала документа одна суб субстандартная организация сроком на пять лет.

— Владельцы сухогруза формально находятся в Эстонии, но реально все владельцы судов, которые затонули — украинцы, несмотря на то, что суда под разными флагами… То судно, что переломилось, также имело разрешения. Морская администрация, после выгрузки в Болгарии дала ему «добро» на заход в порт Николаева. Сегодня никто ничего не проверяет, везде заносятся деньги, все везде подписывается, — рассказал глава Ассоциации.

Кисловский вместе со своими единомышленниками который год добивается, чтобы Украина прекратила выдавать разрешения на выход в море речным судам, возраст которых превышает 40 лет.

— Неоднократно предлагали в комитет исключить из эксплуатации этих судов в Черном море. Пускай ходят себе по рекам, лиманам, чтобы не уничтожать их до конца… Вот судну 47 лет. Ни один даже морской объект столько не выдерживает. Самые долгожители — это пассажирские суда, но они меньше изнашиваются, и у них высокая крепость. А здесь речной сухогруз, — говорит эксперт.

Кисловский привел случай с  самолетами Boeing 737 Max, где после аварий компания была вынуждена остановить производство этой модели по всему миру, пока программное обеспечение не будет исправлено. В противовес этому в одном Черном море происходит череда катастроф, но никто ничего не предпринимает!

Эксперт считает, что причину нужно искать в руководстве Министерства транспортной инфраструктуры, которое не борется со взяточничеством и закрывает глаза на нарушения. Ранее наши журналисты сообщали о протестах моряков в ряде украинских городов, требовавших решить проблему со взяточничеством за получение документов, стоимость которых выросла до 10 раз. Сделать документы может сегодня любой желающий.

— Недаром моряки сложились и купили «паспорт моряка» министру Владиславу Криклию и положили ему на стол. Это был реально выданный документ с фотографией министра. Я бы на месте Криклия, всех чиновников, связанных с системой дипломирования и выдачей документов, уволил бы на следующий день. Ведь чтобы стать моряком, нужно соответствовать множеству требований. Но никаких мер в итоге принято не было. На разговорах дело и закончилось, — отметил капитан дальнего плавания.

По словам Кисловского, коррупцией сейчас пронизана вся сфера судоходства в Украине. Выдачу дипломов курируют не люди с соответствующим образованием, а бывшие силовики из МВД и СБУ, имеющих «крышу». Капитаны портов для решения вопроса с выходом судна и его контролем получают от агентов конверты с несколькими тысячами «зеленых». Требование к квалификации таких специалистов постоянно снижается. В результате — катастрофы по типу той что произошла с танкером Delfi в Одессе в 2019 г.

В условиях хаоса в отрасли, по морю продолжают ходить суда, которые по идее давно должны быть отправлены на слом. Но расставаться с ними не спешат, так как это живые деньги и очень немалые.

— Украина могла бы многое сделать для безопасности украинских граждан, находящихся на борту таких судов. Под флагом ли Украина они ходят, является ли собственником украинец — задача проста: запретить эксплуатацию таких судов в Черном море! И у нас для этого есть множество рычагов воздействия как на национальном, так и на международном уровне. Но ничего не делается, — подытожил Вячеслав Кисловский.

Итог. Жажда наживы полностью затуманила глаза отечественному чиновничеству. Ради адекватной суммы многим не зазорно подмахнуть нужные документы, и не важно, что под угрозу ставятся жизни людей. Плевать! «Если не возьму я, возьмут другие» — такова философия украинского взяточника из государственного кабинета. И управы на таких нет, поскольку контролирующие органы сегодня ничем не лучше. В подобном замкнутом круге невозможно что-либо изменить, не разорвав этот самый круг. Если же попытаться это сделать — значит предпринять кардинальные шаги, и пойдет на этот шаг украинское общество, еще вопрос. Но есть ли другой выход?

Александр Бочкарев (Украина)