Новости

Последний танковый бой Второй мировой

Остров Шумшу, северная группа Курильской гряды. Далеко не самое приятное место для жизни: в наши дни на острове даже нет постоянного населения. Но в далёком 1945-м всё было иначе…

Пока Япония была сильна на Тихом океане, она рассматривала Курилы как важную стратегическую базу. С них контр-адмирал Какудзи Какута уводил в 1942 году флот вторжения на Алеутские острова. На Курилах японцы собирали десантные корабли для похода на Камчатку.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Во второй половине войны роли поменялись: теперь уже американцы регулярно устраивали «набеги» на японские базы. Не без оснований опасаясь американского вторжения, японская армия принялась активно усиливать оборону северных Курил.

В числе прочего на Шумшу из Манчжурии перевели 11-й танковый полк. Японский императорский флот, имевший собственные танковые части, перебросил на Шумшу 51-й и 52-й отряды береговой обороны — танки-амфибии «Ка-ми».

 

(Плавающий танк "Ка-Ми", подразделение морской пехоты Японии, остров Шумшу.)

</div></div></div>

9 августа началась Манчжурская операция Красной армии. Гвардейские «тридцатьчетвёрки» генерал-лейтенанта А. Кравченко «распыляли» попавшиеся на пути части японской Квантунской армии. 11 августа загремели бои на Южном Сахалине. И только на Камчатке и острове Шумшу всё было тихо, но недолго.

Рано утром 18 августа советский передовой отряд c Камчатки высадился на Шумшу и, застав японцев врасплох, почти без сопротивления продвинулся на 2 километра. Так стартовала Курильская десантная операция.

К сожалению, после этого высадка проходила уже не так безупречно. Через час к месту высадки подошли корабли с первым эшелоном десанта. Опомнившиеся японцы открыли ураганный огонь. Ситуация усугубилась тем, что перегруженные корабли в отлив не могли подойти вплотную к берегу. Отряд рыболовных кунгасов (дальневосточных лодок), которые собирались использовать для доставки бойцов на берег, в тумане потерял ориентировку и не прибыл вовремя. Десантникам пришлось высаживаться прямо в воду и добираться до берега вплавь. Вода повредила рации, так что связь с кораблями наладили только к 11 часам утра. Почти не удалось выгрузить артиллерию. И самое трагическое: именно в этот момент погибла большая часть десантников, записанных потом в «пропавшие без вести».

Сами японцы, однако, тоже довольно долго не могли понять, что именно происходит и кто их атакует. С острова в штаб полетели панические донесения о тысячах высадившихся американцев. Только спустя несколько часов японцы поняли, что их атакуют русские. Незнание сил и национальности противника не помешало командующему гарнизоном Шумшу отдать приказ «сбросить десант в море».

Первыми из японской бронетехники к месту высадки подошли лёгкие танки. Примерно в 3:30 полковник Икеда отправил на разведку танковую роту капитана Ито Исао — 11 лёгких танков «Ха-Го». По меркам 1945-го года машины были безнадёжно устаревшими. Но в условиях, когда большая часть артиллерии десанта по-прежнему оставалась на кораблях, даже они представляли весьма серьёзную угрозу.

(Японский рисунок, изображающий полковника Икеду в его последнем бою.)

Десантников прикрывал огнём с моря сторожевой катер. Но главную роль в отражении японской атаки сыграл героизм камчатских морпехов. В наградных документах за Шумшу фраза «бросился с гранатами под вражеский танк» встречается неоднократно. Потеряв шесть или семь машин, японцы всё же смогли оттеснить десантников на восточный склон высоты 171 (гора Северная на современных картах). Там советские части начали спешно окапываться, частично приспособив для обороны захваченные японские позиции.

Описание дальнейших боевых действий у советской и японской стороны расходится, местами довольно сильно. По версии японцев — на помощь их разведгруппе подошла вторая танковая рота, но и этого оказалось недостаточно. В итоге японцы потеряли много танков, в бою погиб и сам полковник Икеда.

Пожалуй, единственное, в чём совершенно единодушны обе стороны, — это описание полковника Икеды в его последнем бою. По японским источникам, командир 11-го танкового полка возглавлял атаку, наполовину высунувшись из башни, со знаменем в руке. Таким его и запомнили...

Можно сказать, что за верность самурайским традициям боги страны Ямато даровали полковнику весьма почётную смерть: он не был сражён пулями простого пехотинца. Он пал от руки командира советского передового отряда, майора Шутова.

Воспоминания майора Шутова. Сборник «Летопись героических дней». Южно-Сахалинск, 1969: " Танки развернулись в боевой порядок, с грохотом приближались. На одном из них в открытом люке, держа в руках знамя, стоял японский офицер. Мы уже приготовились к отражению контратаки. Хорошо вижу перекошенное лицо японского офицера со знаменем. Нажимаю на спусковой крючок автомата. Офицер ткнулся ничком, знамя падает на землю. А еще через мгновение замирает и танк."

Сбросить советский десант в море так и не удалось: советские части надёжно «зацепились» за остров. Всего в тот день японцы признали потерю 21 танка и 96 членов экипажей. Оставшиеся три десятка танков 11-го полка были сосредоточены к западу от высоты 171 и готовились к следующей атаке. Но приказа о ней так и не последовало. 19 августа японский гарнизон на Шумшу капитулировал. Вторая мировая война наконец-то закончилась и здесь.

Майору П. И. Шутову за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза.

(Высота 171, подбитая японская бронетехника.)

Командир 11-го танкового полка полковник ИкедаСуэо посмертно стал одним из национальных героев Японии. В память о его подразделении базирующийся на Хоккайдо танковый батальон 11-й бригады Сил самообороны изображает на своих танках знак его полка. Танк «Шинхото Чи-Ха» полковника Икеды до сих пор стоит на Шумшу.

Танк полковника Икеды спустя 70 лет (и на заглавном)

 

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.