Новости

Пойдет ли Эрдоган на серьезную авантюру на Кавказе?

По мнению экспертов, резкие и весьма эмоциональные заявления Анкары в пользу Баку по поводу разгоревшегося в последние недели вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией, скорее всего, предназначены «для внутреннего употребления», а также имеют целью оказать давление на Россию, чтобы заставить Кремль пойти на уступки в Ливии и Сирии.

Так, турецкий эксперт по России Айдын Сезер заявил изданию Al-Monitor, что Эрдогану не удалось пробудить ожидаемую мощную волну национализма, превратив собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть, и теперь он, вероятно, решил «попытать счастья» на Кавказе. Вмешательство в Сирии и Ливии послужили интересам Эрдогана во внутренней политике, но ни одно из них не способно сравниться в качестве средства разжигания националистических настроений с жесткой риторикой по кавказской проблеме, особенно учитывая этническое родство Турции с Азербайджаном и историческую вражду с Арменией. Разумеется, это вовсе не означает, что Турция готова вступить в войну.

Впрочем, недавний всплеск эмоций в Анкаре можно объяснить и другими причинами. Во-первых, Эродган, возможно, считает, что сможет извлечь выгоды из тактики оспаривания права России на патронаж над кавказским регионом. Ведь когда он «опередил» Россию в Ливии, Запад высоко оценил этот демарш. Впрочем, такие геополитические расчеты рискуют наткнуться на серьезные последствия. В 2008 году Турция могла убедиться, что плохо продуманные авантюры на Кавказе — не очень хорошая идея, после того как Грузия, воодушевленная подстрекательскими заявлениями НАТО, напала на Южную Осетию. Все это закончилось плачевно для Тбилиси, потерпевшего болезненное поражение в короткой войне против России.

По словам Сезера, поддержка Азербайджана со стороны Турции едва ли выйдет за рамки дипломатических и политических шагов, поскольку турецкая военная интервенция против Армении с большой вероятностью вызовет гнев в Соединенных Штатах еще раньше, чем в России.

Во-вторых, Анкара, возможно, надеется оказать таким образом давление на Россию в Ливии и Сирии. До сих пор Эрдоган не сумел достичь своих целей ни в одном из этих конфликтов. В частности, в Ливии ему необходимо добиться решающих перемен, после того как русские дали ясно понять, что города Сирт и Аль-Джуфра – это красная линия. Да и переговоры с Россией идут не слишком хорошо. «Я не думаю, что нынешние действия Турции основаны на тщательно продуманном стратегическом плане, но Анкара вполне может попытаться оказать определенное давление на Кавказе, в надежде на то, что это подтолкнет россиян проявить большую гибкость в Сирии и Ливии», – сказал Сезер.

В то же время, нынешняя динамика конфликтов на Южном Кавказе, независимо от тех механизмов, которые привели их в движение, может проложить для России путь к восстановлению и укреплению своего контроля в регионе. В этом контексте примечательно, что в результате конфликта 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Пояс Южного Кавказа, к которому принято относить Азербайджан, Армению, и Грузию, часто рассматривается как регион, схожий в политическом отношении с Украиной, где российское влияние может быть разрушено, что позволит НАТО закрепиться там, расширив границы своего военного присутствия. В этом контексте доступ Турции к Кавказу рассматривается как ценный актив.

Впрочем, в рамках такого сценария Армения является недостающим звеном. Турция не имеет никакого влияния в Армении, поскольку между двумя странами отсутствуют дипломатические отношения. Более того, Армения в значительной степени зависит от России, как в военном, так и в экономическом аспекте. В случае, если ситуация выйдет из-под контроля, Соединенные Штаты могут принять решение о поддержке Армении, но нынешние обстоятельства не позволяют Вашингтону открыто выступить на одной из сторон, поскольку это связано с риском столкновения с Россией.

Следует напомнить, что в 2009 году Анкара и Ереван достигли знакового соглашения об установлении дипломатических отношений и возобновлении движения через границу, но впоследствии сделка потерпела крах из-за взаимных обвинений. Если бы не это обстоятельство, сценарий НАТО, предусматривающий усиление позиций на Кавказе, имел бы смысл.

Некоторые наблюдатели рассматривают «бархатную революцию» в Ереване в 2018 году как предзнаменование выхода Армении из-под российского влияния в будущем, но они, судя по всему, недооценивают возможности России. Чтобы сохранить стратегическое равновесие на Южном Кавказе, отвечающее ее интересам, Москва на протяжении многих лет держит Армению под контролем и обеспечивает ее безопасность. В то же время, Россия прилагает дипломатические и иные усилия, чтобы не оттолкнуть Азербайджан и не позволить ему дрейфовать в лагерь противника, хотя она и смирилась с укреплением связей между Баку и Анкарой, пойдя на сложный вынужденный компромисс.

На фоне усилий НАТО по проникновению на Южный Кавказ, Россия стремится сохранить старые советские военные базы в Армении и Азербайджане. Ей удалось продлить договор об аренде базы Гюмри, расположенной в 26 километрах к северу от Еревана, до 2044 года. В то же время, в 2012 году российские войска покинули базу Габала в Азербайджане. Что касается военных поставок, Москва снабжает оружием обе стороны.

Что касается Армении, она на сегодняшний день располагает российскими зенитно-ракетными комплексами Бук-М2, баллистическими ракетами «Искандер» и истребителями МиГ-29. В прошлом году между двумя странами был подписан контракт о покупке 18 двухместных истребителей Су-30СМ. Кроме того, в качестве дополнительного щита Ереван рассматривает российские системы ПВО С-300, развернутые на базе Гюмри. И наконец, у России есть формальное обязательство защищать Армению в случае военного конфликта в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, в основе которой лежит положение о том, что нападение на одного из членов организации считается нападением на всех.

Тем не менее, нельзя сказать, что Россия игнорирует Азербайджан. Москва неоднократно выступала с заверениями, что комплексы С-300, расположенные на территории Армении, не могут быть использованы против Азербайджана, а также продала аналогичные системы Баку. Оставаясь хорошим клиентом российской оборонной индустрии, Азербайджан все же диверсифицировал свой арсенал за счет закупок вооружений у Израиля, включая оперативно-тактический ракетный комплекс LORA, беспилотные летательные аппараты Hermes-900 и радиолокационные системы EL/M-2106-ATAR. Кроме того, у Турции были приобретены системы борьбы с малыми беспилотными летательными аппаратами IHTAR и управляемые ракеты SOM-B1.

Если вкратце, можно заключить, что существующие условия позволяют России сохранять позицию «старшего брата» в армяно-азербайджанском противостоянии. Дело в том, что, несмотря на тесные связи с Анкарой, Баку так и не удалось «развестись» с Москвой после распада Советского Союза. Азербайджанские элиты сохраняют глубоко укоренившиеся связи с Россией, и, как отмечает Сезер, «азербайджанское лобби в Москве по-прежнему очень сильно. Более того, армянское лобби уже много лет завидует азербайджанскому».

Fehim Tastekin

Перевод Игорь Абрамов