Новости

Правительство невозможного

Уже спустя несколько месяцев после формирования правительства Алексея Гончарука стало ясно, что даже самым сознательным и социализированным «Слугам народа» нужен свой «Карабас Барабас». Владимир Зеленский, имеющий большой опыт работы и руководства творческими людьми, наверняка это понимает лучше других.

Поэтому слухи о назначении новым премьер-министром первопроходца украинского банковского дела Сергея Тигипко, в свое время приобретшего большой опыт в воспитании новых кадров, появившиеся примерно за неделю до созыва внеочередного заседания Верховной Рады — судьбоносного для правительства Алексея Гончарука, воспринимались вполне нормально.

Желание иметь во главе правительства политического тяжеловеса, в то же время не обладающего собственными президентскими амбициями, наверняка было связано именно со стремлением президента обуздать творческую стихию своих однопартийцев и ввести жизнь центральных органов исполнительной власти в более цивилизованное русло.

Иначе говоря, Зеленскому срочно понадобился человек, который смог бы остановить в Кабмине езду на самокате, которой увлекался премьер-министр Гончарук, стойку на руках и сидение в полулотосе на рабочем столе министра юстиции Дениса Малюськи, небезопасные трюки министра здравоохранения Зоряны Скалецкой. Ее попытку укротить коронавирус в Новых Санжарах можно сравнить с головой дрессировщика в пасти льва. Ограничения также требовали самобичевание главы экономического ведомства Тимофея Милованова — «да, я никогда не скрывал, что я дебил» — в ответ на некорректное высказывание в его адрес Игоря Коломойского, откровения Алексея Гончарука («я профан в экономике») и другие подобные вещи, о которых широкая общественность даже не догадывается.

Однако, как выяснилось, назначить руководить Кабмином представителей старой гвардии Зеленский не может. Поскольку едва ли не за каждым возрастным политиком тянется шлейф высказываний и действий, которые наверняка вызовут неприятие воинствующего меньшинства победившей т.н. «революции достоинства». Дразнить их президент до сих пор не решается.

Поэтому компромиссной фигурой для президента и парламента оказалось повышение до премьерской должности хорошо проявившего себя министра развития территорий, вице-премьер-министра Дениса Шмыгаля.

Несомненным достоинством нового главы правительства является достаточный опыт работы в бизнес-структурах и органах власти. В 2000-х он работал менеджером ряда львовских компаний. В 2012—2013 гг. — занимал должность начальника главного управления экономики и промышленной политики Львовской ОГА, затем реорганизованного в департамент экономразвития, инвестиций, торговли и промышленности. С 2017 г. Денис Шмыгаль в структуре энергокомпании Рината Ахметова — ДТЭК. Его последняя должность — директор Бурштынской ТЭС и параллельно и.о. замдиректора ДТЭК «Западэнерго» по социальным вопросам.

На первый взгляд, назначение топ-менеджера ДТЭК на должность премьер-министра — несомненное свидетельство усиления во власти позиций Рината Ахметова и ослабление Игоря Коломойского. Вместе с Алексеем Гончаруком правительство покинули министры, которых связывали с Коломойским и его бизнес-партнерами. Однако это предположение весьма условно.

Меняя правительство и его структуру, Зеленский руководствовался принципом убрать из Кабмина как можно больше людей, способных своим поведением доставлять неприятности. Т.е. в перспективе — избежать негатива, который мог бы снижать его собственный рейтинг.

Действительно, Денис Шмыгаль недостаточно долго проработал в структуре ДТЭК, чтобы считаться приближенным к Ринату Ахметову. А его повышение стало следствием неразберихи на энергетическом рынке, свидетельство которой — недавняя забастовка шахтеров «Львовугля» из-за невыплаченных долгов по зарплате. После переговоров с шахтерами Денис Шмыгаль был назначен руководителем координационного центра по трансформации угольной отрасли.

Если посмотреть на ситуацию шире, то окажется что угольная отрасль стала заложницей большой приватизации и борьбы олигархов за энергогенерирующие активы.

По одной из версий, продавив решение об импорте российской электроэнергии, Игорь Коломойский обесценил добычу украинского угля и снизил стоимость шахт и тепловых электростанций в будущей приватизации.

Однако побочным эффектом присутствия российской электроэнергии на украинском рынке стало обострение социальной ситуации в шахтерских регионах — как на западе, так и на востоке страны. В частности, ДТЭК уже объявила о намерениях закрыть ряд шахт в Днепропетровской области, которые ранее были вполне рентабельны. Но если энергополитика правительства изменится, с этим решением придется, по-видимому, повременить.

Несомненно, положительными факторами правительственной реформы являются: реинкарнация в структуре Кабмина Министерства промышленного развития (теперь в его ведение должны войти вопросы развития оборонного комплекса); возвращение Минэкономразвития его прежних полномочий; выделение из состава аграрного ведомства.

Кроме того, сразу бросилось в глаза, что новый премьер более основательно ориентируется в экономических реалиях и не витает в облаках, как его предшественник, лучше знает проблемы и потребности рядового украинца.

Еще одним следствием отставки правительства Алексея Гончарука, который, по слухам, не смирился со своим увольнением и подал иск в Окружной суд г. Киева о восстановлении в должности, по-видимому, станет уменьшение внешнего влияния на украинских чиновников. В этом одинаково заинтересованы и Ринат Ахметов, и Игорь Коломойский, и другие украинские олигархи.

В то же время нормализации политических и восстановление торговых отношений с Россией, как утверждает глава «Оппозиционного блока — «За життя» Вадим Рабинович, накануне беседовавший со Шмыгалем, новое правительство, как и старое, не планирует.

В этом контексте непонятно, как г-н Шмыгаль будет улучшать ситуацию в экономике, отказавшись выполнять рекомендации старших товарищей из «вашингтонского обкома» и офиса Джорджа Сороса и одновременно продолжая игнорировать интересы РФ относительно Украины.

Не ясен пока и полный состав нового правительства. Вечером 4 марта ВР проголосовала за списочный состав Кабинета Министров, без министров обороны, экономразвития, промышленности и ОПК, а также агропромышленного комплекса. Фракция «Голос» покинула заседание, демонстративно отказавшись разделить ответственность за новый состав Кабмина.

В итоге список, представленный Денисом Шмыгалем, был проголосован. Из старого состава в новом правительстве будут работать глава МВД Арсен Аваков, юстиции — Денис Малюська, цифровой трансформации — Михаил Федоров, инфраструктуры — Владислав Криклий.

Руководитель внешнеполитического ведомства Вадим Пристайко покинул эту должность, но получил взамен пост вице-премьера по евроинтеграции.

Главой МИД стал Дмитрий Кулеба. Минфина — Игорь Уманский.Минздрав возглавил известный кардиохирург Илья Емец. Министерство социальной политики — Марина Лазебная.

Замглавы Генштаба Михаил Бессараб стал руководителем Министерства по делам ветеранов. Алексей Немчинов — развития громад и территорий. Олимпийский чемпион Вадим Гутцайт возглавил Министерство молодежи и спорта.

Между тем обилие слухов о кандидатах на должности министров за день-два до голосования в Верховной Раде красноречиво говорит о кадровой слабости действующего президента и его ограниченности в выборе.

Политические тяжеловесы не торопятся сотрудничать с командой Зеленского. Об этом говорит то, что после слухов о назначении премьером Сергея Тигипко в качестве кандидата на должность министра экономики рассматривался его бывший зять Роман Жуковский.

Еще одним сильным ходом и позитивным сигналом украинским промышленникам стало бы назначение министром промышленного развития и оборонного комплекса признанного профессионала, генерального конструктора государственного КБ «Луч» Сергея Коростелева. Но в итоге и банкир, и конструктор, отказались.

Наверное, потому, что избранному новому составу Кабмина, чтобы удержать украинскую экономику на плаву, по словам Владимира Зеленского, предстоит сделать невозможное.

Ярослав ДМИТРЕНКО