Новости

ПРАВО- или КРИВОславие?

Усомниться в соответствии основам отчей веры невольно дает один из первых (от 5 марта с. г.) публичных актов новосозданной церкви – обращение священного синода ПЦУ касательно выборов президента. Минимум по трем позициям.

Не согрешишь –  не покаешься, не покаешься –  не согрешишь

Во-первых, можно ли себе представить, что Иисус Христос наставляет своих учеников в сугубо мирских вопросах? Скажем, как им действовать при возведении на престол очередного светского правителя. Немыслимо! Достаточно вспомнить поучительный ответ Христа фарисею, не без коварства спросившему, позволительно ли давать подать кесарю. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу» (Мф. 22:21). Принципиально дистанцируясь от обыденных проблем, Спаситель четко обозначил пределы своей «парафии»: «Царствие мое не от мира сего…» (Ин. 18:36).

Иными словами, указал на призвание рождающегося христианства –  заботиться о душе человеческой без «довеска» ее телесно-общественных деяний. При этом дал четкое наставление каждому верующему и особенно священнику: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). А не суетным интересам земных вождей, сколь бы высокими и привлекательными лозунгами они ни оперировали.

Увы, именно такие ныне превалировали над Божьим промыслом, подтвердив небезосновательность предостережений становлению у нас политрелигии (см. «Над пропастью во лжи» –  «2000», №5, 1– 7.02.2019).

Впрочем, будем объективны: сия напасть, подобно ржавчине разъедающая основы веры, имеет глубокие корни. Еще со времен фактического организатора и опекуна христианской церкви – римского императора-реформатора Константина Великого.

Разглядев в нещадно гонимой, всячески унижаемой «иудейской секте» свою потенциальную опору, дальновидный и прагматичный самодержец заложил (быть может, сам того не желая) в благороднейшее, гуманнейшее вероучение коварный ген греховного саморазрушения. Стяжанием, лицемерием. Унизительным прислуживанием сильным мира сего, на потребу которым и была взращиваема веками незыблемая управленческая вертикаль: на небе – Бог, на земле – царь (король, император). Отныне, надо полагать, и президент…

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Долг платежом красен

К тому же не какой-либо, а конкретный. Ведь «претендентов много -- он один». О чем в обращении едва ли не прямым текстом дается совет «дорогим виборцям»: «В умовах нав’язаної агресором нашому народу війни під час голосування слід особливо враховувати, що Президент є Верховним Головнокомандувачем. Тому від нашого вибору залежить також наближення перемоги над агресором та досягнення не капітуляції перед ворогом, до якої, говорячи про мир, фактично закликають частина політиків, а справжнього справедливого миру…»

А кто из лидеров президентской гонки соответствует указанным требованиям? Ну не женщина же и тем паче не шоумен. Чтобы самому толстокожему стало понятно, о ком идет речь, под занавес многозначительно напоминается: «Знову, як і під час попередніх виборів, …зробіть свій вибір чесно і за совістю, керуючись здоровим глуздом та власними світоглядними переконаннями». Тут уж последний тугодум поймет, кого «честно и по совести» мы привели пять лет тому в Дом с химерами.

Вот здесь-то и настает черед разбора полетов сразу по второму-третьему поводам авторских сомнений. Помните, за что кукушка хвалит петуха? Верно: долг платежом красен! За «пробитый» у Вселенского патриарха томос на легализацию и объединение дотоле не признаваемых церковных изгоев грех не ответить взаимной любезностью. Уточним -- конкретному инициатору и движителю воспетого до небес «исторического события».

Улавливаете симптоматичную перекличку времен – от истоков христианства до отечественного его осовременивания в соответствии с «жизнью по-новому»? С вполне предсказуемым результатом: «В храмах, где молитвы перемежаются политическими лозунгами и призывами, а лики святых – партийной, государственной символикой, где князья церкви с неимоверной легкостью меняют конфессиональную принадлежность, подобострастно расшаркиваются перед князьями светскими, презентуют им духовные реликвии с обратными государственными  наградами, трогательно лобызаясь и обмениваясь взаимной комплиментарностью, где звучат митинговые спичи и аплодисменты, – неизбежно угасает дух святости» («Над пропастью во лжи»).

Простите за самоцитирование: поверьте, оно продиктовано не гордыней, а горечью. Мне, крещеному православному, было бы куда легче отказаться от этих дерзких суждений, не подтвердись их обоснованность буквально на глазах.

 

 

Кровь людская  не водица

Коль уж мы взялись за создание независимой православной церкви, ее следует возводить на фундаменте Святого Писания, а не обыденной его интерпретации. Иначе не имеем морального права причислять себя к последователям Богочеловека – охранителя душ каждого из нас.

Для Христа были в равной мере сторонними все светские правители -- как чужеродный римский император, так и «свой» иудейский царь. Неужто элементарную истину не осознают высокоученые архиереи-реформаторы?! Вспомним: «Никто не может служить двум господам: или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Даже если второй господин явится в благообразном обличье «спасителя нации»…

Теперь о самом грустном – «наближенні перемоги над агресором» с осуждением якобы прикрывающегося миротворчеством капитулянтства. Но как представляют себе его боголюбивые обличители достижение «справжнього справедливого миру»? Посредством войны до последнего украинца, зато с победным концом? Акцент, как ни крути, на последнем слове.

Кто же воспользуется истинной викторией такой ценой? Разве что падальщики – вороны и одичавшие псы. Общеизвестно: любая война неизбежно заканчивается за столом переговоров. Проблема в другом – сколько на него будет выплеснуто взаимно пролитой крови, разрушений, накопленной ненависти?

Естественно, чем меньше, тем легче найти взаимоприемлемое решение. Прислушаемся же к Марку Туллию Цицерону: «Самый несправедливый мир я предпочел бы самой справедливой войне».

А вы, святые отцы? Неужто запамятовали, кого возвел на высшую ступень блаженств – сынов Божиих – наш великий Учитель и Наставник Иисус Христос? Миротворцев (Мф. 5:9). Но не воинов света.

Хотя, конечно, и те нужны, но только при исчерпании всех мыслимых и немыслимых переговорных усилий! Трижды прав Михаил Стельмах: «Кровь людская – не водица».

Содеянный троекратный грех можно еще искупить. К примеру, в виде альтернативного пастырского послания сановному протеже –публично повиниться перед братьями и сестрами во Христе за неправедное, своекорыстное служение гражданам. Сущим и уже ушедшим «благодаря» руководящему забвению Божьих заповедей «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего, как самого себя». Вдруг произойдет чудо возрождения совести?

Хватило же мужества осознать всю порочность собственной жизни перед порогом вечности одному из двух злодеев, распятых рядом с Безгрешным, получив от Того благословение попасть в рай (Лк. 23:40–43). Что не случайно: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшей, пока не найдет ее? …На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 4–7).

А там, глядишь, и наш добросердечный, отходчивый люд если не простит, то хотя бы пожалеет раскаявшегося: повинную голову меч не сечет.

 

 

Як розійтися на вузенькому місточку?1

Насамкінець скажу вам, церковнослужителі-об’єднувачі, рідною мовою: великий гріх берете на душу перед Богом та людьми! Чим є навіть опосередкований заклик до зброї у розв’язанні вкрай важкого, болісного і все ж не безнадійного кримсько-донбаського вузла. Адже надія – останнє, що лишається у людини та спільноти перед прірвою небуття.

Тож виявімо мужність, тверезість не тільки й не стільки на бойовищі, як на дипломатичних теренах. Без цього ризикуємо опинитися в ганебній ролі двох козенят, які, принципово не «капітулюючи» одне перед одним на вузенькому місточку, обоє шубовснули у воду.

Зрештою, якщо вже несила стримувати праведний патріотичний гнів супроти «сепарів» та їх покровителів, покажіть особисту наснагу до перемоги, замінивши кадило на автомат. І – вперед на ворога! За прикладом кіношного «штрафбатівського» священика, у котрого був реальний прототип. Та й не один.

А що? Коли б на фронті у перших лавах захисників постав зведений президентсько-парламентсько-урядовий полк на чолі з гарантом, спікером та прем’єром, – уся ненька гайнула б за ними в атаку. Навіть такий старий пентюх, як автор цих рядків. Хутко би «закрили» минулоразову передвиборну обіцянку-цяцянку поки що чинного гетьмана!

 

Юрий СКИБА

 

1*  Автоперевод:

 

Как разойтись на узеньком мостике?

Напоследок скажу вам, церковнослужители-объединители, на родном языке: большой грех берете на душу перед Богом и людьми! Чем есть даже косвенный призыв к оружию в решении крайне тяжелого, мучительного и все же не безнадежного крымско-донбасского узла. Ведь надежда – последнее, что остается у человека и сообщества перед пропастью небытия.

Поэтому проявим мужество, трезвость не только и не столько на боевище, как на дипломатических просторах. Без этого рискуем оказаться в позорной роли двух козлят, которые, принципиально не «капітулюючи» друг перед другом на узеньком мостике, оба шубовснули в воду.

В конце концов, если уже несила сдерживать праведный патриотический гнев против "сепаров" и их покровителей, покажите личное вдохновение к победе, заменив кадило на автомат. И – вперед на врага! По примеру киношного «штрафбатівського» священника, у которого был реальный прототип. Да и не один.

А что? Если бы на фронте в первых рядах защитников поставь сводный президентско-парламентско-правительственный полк во главе с гарантом, спикером и премьером, – вся ненька пошла бы за ними в атаку. Даже такой старый пентюх, как автор этих строк. Быстро бы "закрыли" прошлогоднее предвыборное обещание-цяцянку пока действующего гетмана!

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.