Новости

Правота Евгения Кушнарёва

«Такой человек, как Кушнарёв, не может умереть!» — воскликнул один из соратников экс-губернатора Харьковщины, одного из самых ярких политиков и государственных деятелей Украины новейших времён Евгения Петровича Кушнарёва, после трагедии, случившейся под Харьковом в январе 2007 года. В этом восклицании – и боль об утрате, и понимание истинности и значимости идей, за которые боролся ушедший. Правота этих слов с годами становится всё ясней. Без сомнения, рано или поздно в Харькове появится и станция метро «Кушнарёвская», и улица, площадь или микрорайон имени Евгения Кушнарёва, и памятник выдающемуся политику от благодарных жителей города, за чьи чаяния он и отдал жизнь. Сейчас время ещё не пришло, поскольку Украина пока что находится под внешним управлением, утратив суверенитет и сползая в пропасть распада и катастрофы.

29 января 2021 года Е.П. Кушнарёву исполнилось бы 70 лет, а 17 января мы вспоминаем о его трагической кончине, случившейся за неделю до 56-летия политика. Он был честным, порядочным, чрезвычайно профессиональным, постоянно работавшим над собой, динамичным, харизматичным лидером, прекрасным оратором и убедительным полемистом. «Он был примером, как никогда не предавать: ни дело, ни родину, ни близких, ни идеалы».

В чём же правота Евгения Кушнарёва?

Вот последние строки его книги с библейским апокалиптическим образом в названии «Конь рыжий. Записки контрреволюционера», вышедшей в Харькове в конце 2005 года, уже после того, как оранжевая власть бросала политика в тюремные застенки: «Революционная целесообразность не является оправданием грубого вмешательства в судьбы миллионов людей. И те, кто на это решился, должны понимать – ответить за это придётся. А мера этой ответственности зависит от того, как быстро придёт осознание своей вины... И только тогда Конь Рыжий покинет нашу землю, чтобы никогда больше не появиться на ней».

Е. Кушнарёв на презентации книги «Конь рыжий» в Харьковском оперном театре. 22.11.2005 г. Фото автора

Е. Кушнарёв на презентации книги «Конь рыжий» в Харьковском оперном театре. 22.11.2005 г. Фото автора

Однако упоённые ложно понятой свободой продолжили деструктивный марш, повторив в 2014 году, уже новом витке нетерпимости и ненависти – смертельном и деструктивном, оранжевые посылы 2004-го, превратив их в коричневые.

Кушнарёв последовательно отстаивал общерусские духовные ценности, понимая Большую Украину как неотъемлемую, сущностнообразующую часть русского мира, опирающуюся на каноническое православие.

Он знал и видел, что бывшая УССР состоит из лоскутов и являет собой в значительной мере конгломерат соединённых в разное время лидерами Советского Союза территорий с отличающейся исторической ментальностью и что навязывание Юго-Востоку Украины «западенской» антирусской доктрины приведёт к взрыву. Что мы и увидели в 2014 году.

Громко и эмоционально Кушнарёв произнёс 28 ноября 2004 года на Всеукраинском съезде депутатов всех уровней в Северодонецке свои известные слова: «Нет сомнения, что в течение недели на Украине осуществлялся тщательно спланированный и подготовленный, великолепно профинансированный антигосударственный переворот. По самым современным технологиям оболванивания людей пытались любым методом, в том числе и силовым, воцарить на трон самозваного президента... Но не надо испытывать наше терпение… на любой выпад у нас есть достойный ответ – вплоть до самых крайних мер. И я хочу напомнить горячим головам под оранжевыми знаменами: от Харькова до Киева – 480 километров, а до границы с Россией – 40! Мы хотим жить в государстве, где каждый человек защищён. Защищены его права, его культура, его язык, его история, его традиция и его обычаи. Мы понимаем, что Восток имеет серьезнейшее отличие от Галичины, мы не навязываем Галичине наш образ жизни, но мы никогда не позволим Галичине учить нас, как нужно жить!

Мы должны защитить, сохранить главный духовный стержень, который нас объединяет, — нашу веру. Мы не примем навязываемый нам образ жизни, мы не примем чужие символы, наш символ — православие! Дорогие друзья, мы хотим спокойно жить, работать, созидать, творить, но над нашей страной, над нашим будущим нависла страшная оранжевая угроза. Поэтому ещё раз призываю всех быть непоколебимыми, стать в полный рост и отстоять наш выбор. Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с нашистской силой тёмною, с оранжевой чумой!.. С нами Бог и Правда!»

Кушнарёва очень не хватало в 2014-м. Те политики, что возглавляли Харьковщину и все земли днепровского Левобережья, оказались не кушнарёвской силы духа, не того замеса и отстоять позицию Юго-Востока Украины не смогли.

На встрече представителей интеллигенции Украины с В. Януковичем. Киев, отель «Киев», март 2006 г. (Е. Кушнарёв слева в кадре). Фото автора

На встрече представителей интеллигенции Украины с В. Януковичем. Киев, отель «Киев», март 2006 г. (Е. Кушнарёв слева в кадре). Фото автора

Кушнарёв не примирялся с развязанной русофобией, не смирялся с изгнанием русского языка и русской культуры из всех сфер общественной жизни, с переписыванием истории Отечества, с возвеличиванием палачей, осуждённых нашим народом, в конце концов с «бандеризацией» и «мазепизацией» Украины.

Он был оппонентом партии ненависти. Утверждал, что «свободу можно обрести лишь в созидательном, умножающем общественное достояние действии, а никак не в действии разрушительном».

Акция протеста против ареста Е. Кушнёрева. Харьков, август 2005 г. Фото автора

Акция протеста против ареста Е. Кушнёрева. Харьков, август 2005 г. Фото автора

Евгений Кушнарёв написал несколько программных статей, где сформулировал своё видение государственного устройства Украины, высказал свои взгляды на национальную политику. Он отстаивал права и свободы, из которых главные – право жить на родной земле, говорить на родном языке, хранить свою культуру, ходить в свою церковь.

Автору этой статьи привелось работать с мая 2005 г., с самого учреждения кушнарёвского общественного движения «Новая демократия», в одноимённой газете, ставшей фактически аналитическим печатным органом. Однажды я спросил Евгения Петровича, почему же при разработке Конституции Украины в начале 1990-х не взяли за основу хотя бы предложения лидера «Руха» Вячеслава Черновола об обязательном федеративном устройстве страны, почему остановились на унитарной модели. Кушнарёв ответил: «Мы опасались распада Украины». Спустя полтора десятилетия политик пришёл к выводу, что к распаду ведёт как раз унитаризация страны. В чём и оказался прав: от бывшей Украины на наших глазах теперь отваливаются куски и процесс этот не завершён.

Основным принципом единственно возможной украинской государственности Кушнарёв видел множественность, то есть федеративное устройство страны, и понимал «украинскую нацию» как общность полиэтническую, складывающуюся из разных культурных традиций. Эта мысль абсолютно очевидна для тех, кто спокойно и внимательно смотрит на географическую, историческую и этническую карты тех территорий, которые сейчас принято называть Украиной.

В книге «Конь рыжий» Кушнарёв писал о фундаментальном многовековом противостоянии: «“Дуэль” Ющенко и Януковича, в какую бы личностную плоскость её ни переводили, состоялась у незримого и многие десятилетия не ощущавшегося нами барьера – между ценностными устоями востока и запада Украины. Объективные различия в структуре и удельном весе в экономике государства восточного (преимущественно индустриального) и западного (большей частью аграрного) регионов и связанная с этим различная степень напряжённости в социальной сфере не приводили к межрегиональному противостоянию. До той поры, пока известная политическая сила, своевольно разделившая Украину на “нашу” и “не нашу”, настоящую и не очень, не предприняла попытки привести к единому знаменателю весьма различную ментальность украинцев на востоке и западе. (Произнося “украинцы” — я подразумеваю не этническое, а политическое, гражданское содержание этого понятия.) … Кому понадобилось свести всё культурное многообразие, многоцветье народных традиций к одному навязчивому цвету? Кому мешало свободное использование родного языка? Чью душу бередила не только географическая, но и духовная близость русского народа? Убеждён – тем, кто не Украину любит в себе, а себя в Украине».

Книга Кушнарёва «Выборы и вилы» вышла в Киеве в апреле 2007-го, через три месяца после его смерти. В ней политик словно в воду глядел: «Противостояние уже истощило политическую элиту Украины, уже поставило крест на всех достижениях в экономической и социальной сферах последних лет, фактически подвело нас к катастрофе. Если такое противостояние, тем более с нарастающей агрессивностью, будет продолжаться, боюсь, что нас могут ожидать очень серьёзные потрясения».

За этими строками видишь сегодняшний кровавый закат  Украины, в который Евгений Кушнарёв всё же не верил, искренне полагая, что тут можно выстроить нечто вразумительное, с человеческим лицом, несмотря на многовековое отсутствие какой-либо здешней государственности. Увы, страшные потрясения произошли и длятся уже семь последних лет…

Прав оказался Кушнарёв и в вопросе отношений Украины с НАТО, он знал, что более двух третей населения Украины высказывается против вступления страны в этот военный блок, изначально задуманный как враждебный нашему большому Отечеству и в новое время нацеленный на столкновение Украины с Российской Федерацией, на создание плацдарма против РФ. Кушнарёв летом 2006 года был тем народным депутатом, который немедленно прибыл в Феодосию поддержать население города, протестовавшее против разгрузки в порту военного корабля США.

Смерть Евгения Кушнарёва – событие для Украины по своим последствиям огромное. Если бы этот выдающийся человек не был устранён из жизни столь безвременно, 2014-й и другие годы были бы прожиты страной иначе. Однако предлагаемые обстоятельства вынуждают нас искать решения, как сказал классик, «в реализме действительной жизни». Обращение к тезисам Евгения Кушнарёва сегодня необходимо и неизбежно. 

Станислав Минаков