Новости

Празднование Победы на Украине и в Белоруссии – в чём разница?

День Победы над фашистской Германией, который на протяжении десятилетий являлся одним из главнейших событий во всем мире, с каждым годом всё больше подвергается переосмыслению. Праздник постепенно теряет своё объединяющее начало, превращаясь в инструмент политической и идеологической игр. На постсоветском пространстве, страны которого больше всех пострадали в период Второй мировой войны, казалось бы, должно оставаться однозначное отношение к событиям тех лет. Однако, как показывают последние годы, единство народов, закалённое совместной борьбой с фашизмом, сегодня оказалось практически расколотым. Не могла такая трансформация обойти и Белоруссию с Украиной, где при ощутимой разности отношения официальных властей к 9 мая стало проявляться всё больше схожих моментов.

Известно, что после майдана и государственного переворота 2014 года, выведшего на политическую арену националистические силы, на Украине началось ускоренное переиначивание истории советского периода, в том числе и Великой Отечественной войны. Созданный Украинский институт национальной памяти (УИНП), который возглавил нынешний депутат Верховной рады от «Европейской солидарности» Владимир Вятрович, превратил украинскую историю в набор идеологических штампов, призванных искоренить из общественного сознания всё, что, так или иначе, связано с Россией и СССР. Под его руководством в стране развернули процесс декоммунизации, ОУН – УПА* и дивизию СС «Галичина» объявили героями, а Советский Союз — оккупантом. Не оставили в Киеве без внимания и День Победы. 24 марта 2015 года Петр Порошенко придумал в стране новый праздник – День памяти и примирения, который должен отмечаться 8 мая. Тогда это объяснялось европейскими устремлениями украинских властей и резолюцией ООН от 2005 года, фактически рекомендовавшей заменить понятие «победы» на «память и примирение». Правда, отказать большинству граждан в праздновании 9 Мая даже тогда никто не решился, оставив его как День победы над нацизмом. Тогда же Верховная рада сделала символом памяти красный мак, а уже через два года на Украине вступил в силу закон, который предусматривает административную ответственность за ношение георгиевской ленты. Примечательно, что Вятрович, который делал все, чтобы принизить роль Советского Союза и повысить статус пособников нацисткой Германии, предлагал перенести государственный выходной с 9 мая на 8 мая, но не успел.

Ожидалось, что с приходом к власти Владимира Зеленского и возглавившего после Вятровича УИНП Антона Дробовича, отношение к Дню Победы должно было измениться, и на это были большие надежды у избирателей «Слуги народа» – и президента, и партии.

Однако 2020 год отчётливо показал, что это не так. В конце апреля на сайте УИНП появились рекомендации, как необходимо относится к датам 8 и 9 мая. Среди всего прочего указывалось, что Вторая мировая война началась из-за «сговора антигуманных режимов», УПА вместе с другими украинцами воевала на стороне антигитлеровской коалиции, а нынешний агрессор — «путинская Россия» – сегодня не имеет права претендовать на определяющую роль в победе над нацизмом. Кроме того, отмечалось, что в праздновании 8 и 9 мая должен быть не «культ победы», а «умение ценить мир, категорически и бескомпромиссно защищать его всеми разумными средствами». При этом подчёркивалось, что демонстрация Знамени Победы на Украине запрещена, а ветеранам лишь носить свои награды вместе с красным маком. И, если бы не пандемия коронавируса, именно в таком духе киевские власти и провели бы все торжественные мероприятия. Ровно как при Порошенко во главе государства и Вятровиче во главе УИНП.

Владимир Зеленский, хотя и не подписал в текущем году указа о праздновании 8 и 9 мая, отказавшись от массовых мероприятий, фактически не изменил поведению своего предшественника. 8 мая он возложил цветы к мемориалу «Украина — освободителям» в посёлке Меловое Луганской области, который находится на украинско-российской границе. Как считают наблюдатели, поездка Зеленского в Донбасс, как и его слова поздравления, в которых он заявил о «мужественных украинских военных», защищающих сегодня суверенитет и территориальную целостность Украины, свидетельствует о продолжающейся политизации праздника Победы.

Кроме того, о том, что политика времен Порошенко продолжается, свидетельствует и предупреждение Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания: на телеканалы будут подавать в суд в случае если они решат, как это сделал в 2018 году «Интер», показать на 9 мая концерт «Победа одна на всех». В такой обстановке совершенно логично выглядят и события нынешнего Дня Победы, когда жители Украины вышли на улицы с символикой СССР и попытались организовывать в честь праздника автопробеги. Как и в прошлые годы, им всячески препятствовали те, кого принято называть «активистами». При этом, как это бывало и раньше, в ряде случаев действия националистов поддерживали и полицейские. Так было, например, в Одессе. Более того, активисты «Правого сектора» пришли на одесскую Аллею Славы с портретами пособников нацистов — Шухевича, Бандеры и других командиров ОУН – УПА, и полиция им никак не препятствовала. Таким образом, можно отметить, что за год правления Владимира Зеленского и «Слуги народа» ситуация с празднованием Дня Победы никак не изменилась, а в некоторых случаях даже стала хуже. Одновременно нельзя не отметить, что далеко не все местные власти прислушивались к позиции Киева и УИНП – так, в Харькове состоялся автопробег с участием авто времён Великой Отечественной, памятник Жукову охранялся, запрещённые красные флаги были, было и шествие «Бессмертного полка». И даже авиашоу. Националистов теснила полиция, но это не помешало им развесить по городу оскорбительные лозунги.

На фоне происходящего на Украине отношение ко Дню Победы в Белоруссии совершенно иное. Здесь не только чтут советские традиции празднования и не вводят дополнительные дни «памяти», но и всячески стремятся воспитывать молодое поколение в уважении к подвигу тех, кто остановил нацизм. Даже не смотря на пандемию коронавируса белорусские власти решили не изменять своим традициям и в нынешнем году, проведя Парад Победы. Правда, в этот раз большинство аналитиков склонны считать, что данное мероприятие было организовано Александром Лукашенко скорее из политических мотивов, так как ничто не мешало перенести парад, как и в прошлые годы, на День независимости 3 июля. Однако это не отменяет того факта, что белорусский лидер никогда не говорил о необходимости пересмотреть суть 9 мая, оставаясь верным советским традициям его проведения.

В то же время, несмотря на такое отношение ко Дню Победы, за последние годы в риторике белорусских властей наметились определенные сдвиги. В республике по «странному обстоятельству» именно после событий на Украине 2014 года отказались от георгиевской ленты и сделали символом Победы яблоневый цвет с красно-зеленой ленточкой. Позже было решено не проводить акцию «Бессмертный полк», заменив её на собственную «Беларусь помнит». Более того, в речах белорусских чиновников всё чаще стали появляться слова о том, что никому не позволено «приватизировать Победу». Не стал исключением и 2020 год.

Да, в Минске не только провели торжественный Парад, пригласив на него ветеранов, но и не отменили запланированные ранее праздничные мероприятия, в том числе и концерт. Но в то же время именно «в целях профилактики и минимизации распространения острых респираторных инфекций, в том числе вызванных COVID-19», Мингорисполком отказал в проведении акции «Бессмертный полк», пригрозив ответственностью за несанкционированное мероприятие.

Такую же двойственность в подходе к празднованию Дня Победы многие аналитики отметили и в праздничной речи Александра Лукашенко. В ней белорусский лидер сказал много правильных слов, отметив своё преклонение «перед подвигом русских и белорусов, украинцев и евреев, татар и казахов, таджиков и узбеков, киргизов и туркмен, грузин, армян, азербаджанцев и молдаван, латышей, литовцев, эстонцев». Однако здесь же прозвучала фраза о том, что белорусы являются «наследниками Победы», а нынешний военный парад в Минске был провозглашён «единственным на постсоветском пространстве» в честь «всех советских воинов, освободивших мир от нацизма». Спичрайтеры белорусского лидера сделали всё, чтобы подчеркнуть не столько торжественность момента 75-летия Победы, сколько уникальность нынешней ситуации, в которой только Белоруссия не поддалась мировой панике.

Конечно, сегодня нельзя ставить знак равенства между Украиной и Белоруссией в их отношении к событиям середины ХХ века. В Минске по-прежнему не видят необходимости отказываться от термина Великой Отечественной войны и делить День Победы, не чествуют пособников нацистов, с уважением и трепетом относятся к ветеранам, а также стремятся сохранить память о тех, кто боролся с фашизмом. Однако политическая реальность всё больше начинает давить и на белорусские власти, в среде которых и появляется схожее с украинским стремление создать свои собственные, отдельные от России, символы Победы. При этом в Минске, в отличие от Киева, всё ещё осознают невозможность разделения подвига советского народа на составные части по национальному признаку. Очень хотелось бы, чтобы такое же отношение к Победе вернулось и на украинскую землю.

Антон Полянич