Новости

Преданность непоколебимому лицемерию

Накануне голосования на местных выборах в Украине временная поверенная по делам США в нашей стране Кристина Квин выступила с оптимистичным заявлением о «живой украинской демократии» и прогрессе, обусловленном стремлением украинского народа к «процветанию, безопасности, прозрачности и верховенству права».

Всякому, кто хоть немного посвящен в закулисье «живой украинской демократии», такие реляции должны казаться как минимум странными, не очень остроумной издевкой, как если бы злачное место вдруг пытались представить культурным центром. 

Беззастенчивое и практически беспрепятственное применение админресурса, махровый популизм, свободное волеизъявление «гордого» и «свободолюбивого» украинца, оцениваемое в не более чем 20 долларов (как правило, меньше), поставленная на поток покупка отдельных членов и целых избирательных комиссий с известными расценками, продажа партийной франшизы и т.п. – это и есть «прогресс»? А если так, то это уже его апофеоз или ждать еще больших «успехов»?..

Можно было бы недоумевать, если не знать, что такого рода содержание и тональность заявлений – фирменный стиль американских кураторов и их партнеров по западной коалиции в отношениях с подмандатными территориями.

Здесь прослеживается закономерность: чем покладистее управляющие указанных территорий, чем правильнее, с точки зрения кураторов, их поведение, – тем елейнее заявления, комментарии и оценки в их адрес и заодно – в адрес управляемого ими населения (тем более что это стоит недорого). Тем пафоснее уверения в «нерушимой», «неизменной» поддержке опекаемых, их «суверенности и независимости» и в преданности «делу их успеха».

В противоположном случае неумолимо последуют сухость, обеспокоенность, напоминания, предупреждения и категорические требования. 

Подобные взаимоотношения и линии поведения в природе не редкость. Например, их можно наблюдать в отношении некоторых родителей к малолетним детям или персонала психиатрических заведений – к пациентам. В рассматриваемом нами случае отличие в том, что льстят и нахваливают, испытывая глубокое внутреннее презрение и безразличие к судьбе опекаемых.

Похвальбы в духе персонажей русской классики, по-видимому, льстят значительной части курируемых, внушая им иллюзию собственной значимости и искусственно завышая их самооценку. Но, как по мне, кураторам явно изменяет чувство меры, и они выходят за рамки приличий, которые, хотя бы из сугубо эстетических соображений, следовало бы соблюдать даже в деле фальшивой лести

«Во время моего недавнего визита в Киев я был чрезвычайно поражен вашими достижениями за два года, прошедших после Революции Достоинства… На протяжении четверти века американский народ восхищается глубиной вашей преданности свободе и стойкостью», – заявил в августе 2016 г. госсекретарь США Д. Керри, поздравляя Украину с Днем Независимости.

В декабре того же года в Международный день противодействия коррупции руководство посольства США вместе с коллегами из Канады и Представительства ЕС в Украине поздравило Украину с важными достижениями, которых она достигла в борьбе против указанного явления, и стимулировали ее к продолжению движения по пути амбициозных реформ. Они приветствовали «поразительные шаги, сделанные после Революции Достоинства».

В 2019 г. в приветственной речи на приеме по поводу Дня независимости США тогдашний временный поверенный У.Тейлор увидел в Украине отображение американской истории и произнес тост «за украинскую и американскую независимость».

Чтобы еще больше польстить и быть приятней опекаемым, американцы озвучивают перед ними их националистические – становящиеся государственными – лозунги.

«И вместе с вами мы провозглашаем: слава Украине! Америка – с вами!» – такими словами заканчивается заявление госсекретаря США Д. Керри в связи с годовщиной протестов на майдане.

«Украина – превыше всего», – провозгласила в июне 2015-го в ходе выступления в Октябрьском дворце Киева, войдя в раж, постоянный представитель США в ООН С. Пауэр.

Также американская чиновница процитировала украинского поэта Василия Стуса, обнаружила уникальность украинского народа и даже стремление бороться за свой голос в его ДНК. Со всем возможным пылом она доказывала, что майдан ни в коей мере не был организован западным капиталом, что его участники – не пешки Запада, как утверждали злые языки, и приводила удручающие данные, ставшие его предпосылкой. В соответствии с ними во время протестов Украина занимала 114-е (страшно представить!) место в индексе коррупции Transparency International – последнее среди европейских стран, украинские чиновники разворовывали пятую часть созданных в стране богатств.

Действительно – ужас, мрачные времена. Но что же мы видим по прошествии лет «важных достижений» при «нерушимой поддержке»? «Минус два. 30 баллов из 100 возможных – результат индекса восприятия коррупции-2019 для Украины. Мы вернулись на уровень 2017 г., и теперь занимаем 126-е место среди 180 стран. Рядом с нами в рейтинге – Кыргызстан, Азербайджан и Джибути»

Но должны ли столь плачевные обстоятельства смущать, когда сохраняется неуклонная решимость продолжать «демократические преобразования», «осуществлять реформы», двигаться по пути «прогресса», а отношения как никогда близки?

В январе нынешнего года госсекретарь США М. Помпео на общей с президентом В. Зеленским пресс-конференции рассказывает о том, как «чудесно возвращаться и наблюдать за прогрессом, которого достигают храбрые и доблестные люди Украины». Ведь Украина – это «не просто географическое сердце Европы. Это бастион между свободой и авторитаризмом в Восточной Европе. Ее поля кормят Европейский континент… США видят героическую борьбу украинского народа за свободу, демократию и процветание».

Одновременно, по словам Помпео, Украина – «растущий рынок для американского экспорта», чему американцы, понятное дело, очень рады. Но нельзя успокаиваться на достигнутом – «окончательная победа Революции Достоинства возможна», а «стремление западных компаний вкладывать средства будет усиливаться, если Украина выполнит свои обязательства перед МВФ».

Словом, пилите гирю, пилите – она золотая.

Американцы «настойчиво работали над тем, чтобы помочь Украине развить крепкую систему верховенства права, здоровый инвестиционный климат, реформировать оборонный сектор и получить энергетическую независимость», и намерены «продолжать это делать и в дальнейшем».

Украинцы также могут рассчитывать на поддержку американцев как истинных ценителей православия в вопросах религиозной свободы и независимой православной церкви. Не сомневаемся, что церковная независимость при столь надежной и преданной опеке будет не меньшей, чем государственная, а религиозная свобода – не менее свободной, чем любая прочая.

В последнее время в связи с проявлениями прямого внешнего управления Украиной злые языки озвучивают каверзные вопросы. В частности, зачем Украине громоздкий государственный механизм, предназначенный в т.ч. для выработки важных решений, если эта функция им не реализуется? Не целесообразно ли в таком случае узаконить фактическую управляемость извне? В подкрепление такой аргументации – не единичные случаи, когда наши сограждане идут со своими протестами и ходатайствами к американскому посольству, а не к соответствующим органам власти. Правда, и там они не находят справедливости.

Это горькие и неутешительные для украинской государственности констатации. В их преодолении и состоял бы подлинный патриотизм.

Петр ПЕТРОВ