Новости

Предвыборная кухня Зеленского

Как из “слуги народа” Юрченко сделали жертвенного барана.

Зеленский понял, что спрятаться от темы коррупции не удастся, и решил срочно показать, как он сам выносит приговоры, присвоив полномочия суда.

17 сентября, через семь суток после начала скандала вокруг “слуги народа” Александра Юрченко, офис Владимира Зеленского вдруг сообщил на президентском сайте удивительную новость. Называется она “О первых итогах ситуации с депутатом Юрченко”. И с первых же слов она наносит демонстративный удар по народному депутату, который, к слову, был одним из самых послушных членов пропрезидентской фракции.

“Что больше всего возмущает в поведении депутата Александра Юрченко, так это дерзость в общении”, — такими словами начинается новость от офиса Зеленского. Ну и дальше изумительный вывод: “Никакого оправдания этому быть не может. Вполне логично, что с такой дерзостью он стал “героем” того видео, которое обнародовало НАБУ и посмотрела вся страна. От дерзости до взяточничества — всегда один шаг”.

Если бы можно было воспринимать эту гневную филиппику всерьез, то следовало бы ожидать, что вскоре появится президентский законопроект о предотвращении взяточничества, состоящий из одного пункта: всех депутатов и чиновников принудительно лишить дерзости, дабы дерзость осталась только у президента.

Впрочем, есть в новости от офиса Зеленского и полезная информация. Там говорится: “Констатируем, что с политической и моральной точек зрения, учитывая приведенный НАБУ видеоматериал, господин Юрченко потерял этические основания быть депутатом Верховной Рады. Власть — не место для “плюшек””.

Отсюда можно извлечь вывод о том, что Банковая решила превратить Юрченко в спецэффект предвыборной кампании “слуг народа”. Причем Юрченко не обойдется ролью козла отпущения (этого козла, как известно из Библии, после возложения на него всех грехов отпускали в пустыню). Ему скорее уготована роль жертвенного барана.

А ради чего все это затеяно — четко сказано в заключительных фразах новости от офиса Зеленского. “Еще раз подчеркиваем: кем бы ни был подозреваемый в коррупции, должно быть проведено полное расследование всех обстоятельств каждого дела. Никаких исключений из этого правила ни для кого в государстве не было и не будет”, — уверяет Банковая. Старательно избегая ответа на вопрос, почему эта непримиримость к коррупции возникла только через семь суток после начала скандала вокруг Юрченко, а не была проявлена сразу же.

Как Зеленский поломал игру своего офиса

В своей новости офис Зеленского специально осторожничал с юридическими оценками. “Сознательно оставляем в стороне правовую составляющую этой истории — не в наших полномочиях давать сугубо юридическую оценку материалам уголовных производств, собранным доказательствам”, — подчеркнул он. А для тех, кто не понял с первого раза, добавил: “Обращаем внимание общественности на презумпцию невиновности: каждый человек считается невиновным, пока обратное не установлено обвинительным приговором суда”.

Эти предостережения тут же проигнорировал сам Зеленский. Он провел брифинг, на котором заявил: “Я рад, что мы нашли первого взяточника. Хотя я знаю, что много взяточников среди чиновников. Особенно в областях на местах. Но мы ко всем доберемся. Я рад, что задержали человека, который в партии “Слуга народа”, который всегда говорил, что он честный и порядочный человек. Сегодня вручили подозрение, он его получил и обязательно сядет в тюрьму”.

Фактически Зеленский создал депутату Юрченко юридическое основание для обращения в ЕСПЧ с жалобой о том, что ему еще до суда публично назначил приговор сам президент. А вот почему Венедиктова семь дней не вручала подозрение Юрченко — об этом Зеленский умолчал. И никакого гнева насчет поведения генпрокурора не выказал, чем подтвердил подозрения, что Венедиктова действует строго по указке с Банковой.

Как Венедиктова сменила ориентацию

Напомним вкратце хронологию событий. Еще 10 сентября в 12:20 детективы НАБУ по согласованию с прокурорами САП прибыли в Офис генерального прокурора (ОГП) с целью внесения в Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР) сведений о возможном совершении народным депутатом Юрченко уголовного преступления, а также подписания ряда ходатайств о проведении следственных действий в отношении него. Также были предоставлены проект сообщения о подозрении, справка о собранных доказательствах и материалы уголовного производства, подтверждающие обоснованность подозрения. Детективы не смогли пробиться к генпрокурору Ирине Венедиктовой, тогда этим занялся первый замдиректора НАБУ Гизо Углава. Около 21:00 было проведено совещание с участием Венедиктовой и Углавы, однако оно не привело к внесению сведений в ЕРДР. 11 сентября НАБУ повторно направило в ОГП письмо о необходимости внесения сведений в ЕРДР, однако по состоянию на 15 сентября ответа не было предоставлено.

Кроме того, 10 сентября НАБУ задержало посредника в передаче взятки — неофициального помощника депутата Юрченко. “Зеленскому стало известно об этом в тот же день, но в его команде взяточников ловить нельзя, поэтому он сейчас делает все возможное, чтобы “порешать” это дело, и, как всегда, в его офисе работает “режим тишины” о коррупции, — сообщил 13 сентября народный депутат Гео Лерос (его исключили из фракции “слуг народа” 2 сентября). — Я еще раз подчеркиваю, что Зеленский всем врет, рассказывая, что при нем сняли неприкосновенность с народных депутатов. Стало даже хуже, потому что санкцию может дать только его ручной прокурор слуга народа Венедиктова, которая это делает только против оппонентов режиму Зеленского”.

Утром 15 сентября Венедиктова выступила с трибуны парламента и заявила, что ей не хватает доказательств, чтобы подписать подозрение депутату Юрченко. “По моему мнению, без установления факта использования служебного положения для получения неправомерной выгоды, факта получения неправомерной выгоды сообщить кому-либо о совершении такого должностного преступления невозможно. А материалы, которые мне на сегодня предоставлены, показаны, не содержат таких сведений”, — сообщила она депутатам.

Уже через два с половиной часа после этих ее слов НАБУ обнародовало 20-минутный видеоролик под заглавием “Разоблачение группировки, которая получает взятки за использование полномочий народных депутатов Украины”. “Эти деньги нужны, чтобы раздать плюшки всем участникам схемы”, — эта фраза из записей НАБУ, похоже, особенно испугала Банковую. Почти двое суток там думали и наконец придумали заявить (как мы уже цитировали), что “власть — не место для “плюшек””.

Одновременно сменила ориентацию Венедиктова. Если ранее она ориентировала всех на недостаточность доказательств по делу Юрченко, то теперь объявила, что “с нарушителями закона разговор короткий”. Утром 17 сентября Венедиктова подписала подозрение депутату Юрченко и ходатайство о взятии его под стражу. На раздумья ей понадобилось семь суток — и впрямь “разговор короткий”, что тут можно возразить.

Почему ситуация вышла из-под контроля Зеленского

У этой синхронной смены позиций Зеленским и Венедиктовой есть два объяснения. Первое заключается в том, что ситуация с делом Юрченко вышла из-под контроля Банковой. 15 сентября Высший антикоррупционный суд избрал помощнику депутата меру пресечения в виде содержания под стражей или залога в размере 1 млн грн. Чем фактически признал обоснованность доказательств НАБУ по этому делу. После этого заявления Венедиктовой о нехватке доказательств стали выглядеть как явное укрывательство “слуги народа” от возмездия.

Но причина не только в этом. Второе объяснение состоит в том, что попытка замолчать дело Юрченко тоже стала проваливаться.

Первоначально планировалось сделать борьбу с коррупцией одним из китов, на которых бы зиждилась предвыборная кампания “слуг народа” на местных выборах 25 октября. Однако реальных посадок коррупционеров, которые можно было бы предъявить избирателям, так и не произошло. А после того, как вспыхнул коррупционный скандал вокруг члена парламентской фракции “слуг народа” Юрченко, стало ясно, что хвастаться борьбой с коррупцией Зе-команда не сможет. И эта тема стала для “слуг народа” табу.

Но все усилия замять дело пошли насмарку после вирусного видеоролика НАБУ, который, как сейчас признает Банковая, “посмотрела вся страна”. И на Банковой концепция опять поменялась.

Поможет ли это предвыборной кампании “слуг народа”? Не исключено, если возникшее вдруг у Зеленского желание бороться с коррупцией действительно искреннее.

Как у Зеленского “боролись” с коррупцией

Добрые люди уже составили Зеленскому список “слуг народа” (СН) и лиц с Банковой, на ком бы он мог продемонстрировать это свое желание. Процитируем Telegram-канал “Путч”, который в связи с делом Юрченко решил напомнить о “делах, которые ничем не закончились, против фигурантов из новой власти:

• 18.10.2019 СМИ опубликовали переписку “слуги народа” нардепа Вячеслава Медяника о том, как “решить” вопрос с прокуратурой. Дело не возбуждено.

• 24.10.2019 НАБУ и САП открыли производство по факту возможного получения 11 депутатами СН взяток от Антона Яценко. Подозрение на вручалось. Дело закрыто.

• 20.11.2019 НАБУ начало досудебное расследование в отношении депутатов от фракции “Слуга народа”, которых обвиняют в предполагаемом получении “зарплат в конвертах”. Заявление Анны Скороход. Дело не возбуждено.

• 02.12.2019 САП открыла дело из-за публикации разговоров нардепа от “Слуги народа” Юрия Корявченкова с полицией Кривого Рога. Сообщается, что дело открыли по признакам предложения или обещания неправомерной выгоды должностному лицу. Часть 1 статьи 369-2 УК. Расследование поручили НАБУ. Подозрение на вручалось.

• 04.12.2019 НАБУ зарегистрировано уголовное производство по нардепу от “Слуги народа” Дмитрию Холодову. Основанием стало расследование “Схемы”. Часть 2 ст. 15, ч. 2 ст. 364 УК: законченное покушение на совершение преступления в виде злоупотребления властью или служебным положением. Подозрение на вручалось.

• 12.12.2019 НАБУ начало расследование в отношении нардепа от “Слуги народа” Александра Дубинского. Речь идет о лоббировании поправки, после которой табачная отрасль резко сократила производство, а бюджет недополучил миллиардные поступления. Дело касается также нардепов СН Александра Юрченко и Дмитрия Холодова. Подозрение на вручалось.

• 22.12.2019 из расследования журналистов Прямого канала “Офшорный президент” стало известно, как президент Зеленский избегает уплаты налогов в Украине. Дело не возбуждено.

• 08.01.2020 НАБУ открыло уголовное производство по факту возможных злоупотреблений нардепа СН Андрея Геруса. НАБУ выполнило решение Высшего антикоррупционного суда. С требованием открыть дело в суд обратился адвокат экс-депутата Олега Ляшко. Подозрение не вручалось.

• 23.01.2020 “слугу народа” Павла Павлиша поймали на переписке о “наглом дележе бюджета” с заместителем министра здравоохранения Андреем Семиволосом, который пишет: “Здесь можно хорошо прибарахлиться, внукам хватит”. Дело не возбуждено, а Семиволос и дальше в должности.

• 04.03.2020 Уволенный министр финансов Игорь Уманский в интервью LB открыто обвинил премьера Дениса Шмыгаля и главу Налоговой службы Сергея Верланов в крышевании разворовывания НДС на 5 млрд грн в месяц. Дело не возбуждено.

• 29.03.2020 народный депутат Гео Лерос опубликовал видеозаписи, на которых брат главы Офиса президента Андрея Ермака договаривается о трудоустройстве на определенные должности в органах власти за вознаграждение. Возбуждено дело, но САП изменила квалификацию со “злоупотребление влиянием” на “мошенничество” и передала дело в полицию. Подозрение на вручалось”.

Несомненно, этот список, который мы только что процитировали, и который отнюдь не является полным, будет освежаться в головах избирателей всеми оппонентами “слуг народа” всеми возможными способами. Похоже, на Банковой поняли, что спрятаться от темы коррупции не удастся, и решили срочно предъявить избирателям жертвенного барана, который, как анонсировал сам Зеленский, “обязательно сядет в тюрьму”.

Юрий Вишневский