Новости

Прерванный транзит

Третий день наблюдаю ситуацию вокруг “дела Протасевича” и вспоминаю слова известной песни: “И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас”. Это о транзитных пассажирах, которые после отмены авиасообщения Украины с Россией в 2015 году пользовались удобной пересадкой в Минске. Два рейса в Киев, которые сегодня не прилетели, как раз для них. Теперь заработать на переброске украинцев в Москву попытаются молдаване, которые сидят тихо и санкций не вводят.

По данным ГПСУ за последнюю неделю, с 17 мая на рейсах из пяти украинских городов (Киева, Львова, Одессы, Харькова и Запорожья) в или из Беларуси было оформлено около 6 тыс. человек,  4,5 тысячи из них – в столичных аэропортах “Борисполь” и “Жуляны”.

Сказать, что это мизер – ничего не сказать. Посчитайте сами: 65 рейсов в неделю между Украиной и Беларусью, которые осуществляла “Белавиа”, перевозили в среднем менее 100 человек за один перелет. При том, что Boeing 737 3L9 вмещает около 130 пассажиров. Некоторые борты летали полупустыми.

Пассажиропоток резко уменьшился по двум причинам – эпидемия и запрет украинцам на въезд в Беларусь. Минск оставался, по сути, единственным реальный коридором из Украины в Россию и обратно, потому что другие варианты пересадок (через Варшаву или даже Амстердам) в условиях карантинных ограничений были нам не доступны. При этом не забываем, что поезда из России в Украину уже больше года не ходят, а с автобусами – лотерея из разряда “не факт, что доедешь”.

С эпидемией все понятно: поехать в Россию просто так, как раньше – по делам, к знакомым или на экскурсию – уже невозможно. Летят либо в официальную командировку, либо со справкой о необходимом лечении (это отдельный квест, который не каждый пройдет), а чаще всего транзитом через Москву заробитчане из других стран. Прежде всего с территории СНГ.

Что касается въезда в саму Беларусь, то для украинцев он закрыт еще в ноябре прошлого года под предлогом борьбы с коронавирусом. Как и для граждан Литвы и Польши. Понятно, что причина вовсе не в эпидемии, а в “политической болезни” – ответной реакции Минска на то, что Украина присоединилась к санкциям Евросоюза против белорусских властей.

Как было заявлено Евросоюзом, 2 октября 2020 года Европейский совет принял решение, которое добавляет 40 физических лиц к списку физических и юридических лиц, в отношении которых применяются ограничительные меры…

Страны-кандидаты в ЕС – Республика Северная Македония, Черногория и Албания, страны ЕАСТ (Европейской ассоциации свободной торговли) Исландия, Лихтенштейн и Норвегия, члены Европейской экономической зоны, а также Украина присоединились к этому решению совета.

Тогда же министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба сообщал, что Украина не только присоединилась к введенным ЕС санкциям против Беларуси, но и рассмотрит вопрос о присоединении к новым санкциям после того, как их введет Евросоюз. В общем, дайте нам побольше санкций, мы к ним прилепимся.

Обиженные белорусы в ответ запретили украинцам приезжать в их страну через наземные границы, ввели обязательный 10-дневный карантин даже для транзитных путешественников (чтобы никто точно не сунулся) вне зависимости от результатов ПЦР-тестов и оставили возможность въезда в страну только через воздушные ворота, сохранив при этом пересадку на Москву. Теперь эта дверь тоже закрыта.

Для справки: 25 сентября 2015 года Кабинет министров Украины в соответствии с решением Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) запретил полеты в нашу страну самолетов ряда российских авиакомпаний. В ответ на это РФ запретила всем украинским авиаперевозчикам использовать свое воздушное пространство.

Позднее Госавиаслужба Украины объявила о полном прекращении прямого воздушного сообщения с Россией. Для снятия запрета российские авиакомпании должны отказаться от полетов в аннексированный Крым и заплатить штраф. В этом случае СНБО мог бы рассмотреть возможность выведения таких авиакомпаний из санкционного списка.

Звучит грозно. Но кому надо ездили поездом в Москву или Питер (из Киева на фирменном вообще удобно: вечером сел – утром на месте). Или летали через Минск. Тоже удобно: в 5:00 утра вылет из Киева, час полета не утомляет, затем эскалатором на второй этаж аэропорта, пока выпил кофе и закупил качественный белорусский шоколад, так уже и посадка в самолет началась. Ещё час – и ты уже в Москве.

Для особо дешевых рейсов в аэропорту «Жуковский» создали специальные автобусный маршрут: вышел из самолета, сел и доехал до конечной метро. Более дорогие рейсы летали в «Шереметьево» и, кажется, «Домодедово». Такой же удобный пересадочный рейс забрасывал наших людей в Питер. Перед началом пандемии, когда идеологические страсти уже улеглись  и спрос на экскурсии в “город Петра” возобновился, купить билеты на этот рейс было достаточно сложно.

Вообще, если задуматься, то выходит интересная штука. Шла война на Донбассе. Украиной и Россией вводились взаимные экономические санкции. Закрывались российские телеканалы, соцсети и поисковики. Но человеческий фактор на это не реагировал: пассажиропоток спокойно перемещался на территорию агрессора и обратно.

Более того, такой же алгоритм с удобными пересадками Александр Лукашенко создал и для россиян. Им вообще не привыкать к ограничениям властей на полеты в курортные страны в разгар сезона. Когда после взрыва террористами самолета Airbus A321-231 «Когалымавиа», летевшего из Шарм-эль-Шейха 31 октября 2015 года с 215 туристами на борту,  был надолго закрыт Египет.

Примерно в это же время – 24 ноября 2015 года – турки сбили российский Су-24 в Сирии, Россия закрыла прямые авиаперелеты в Турцию. Пока не помирились с Турцией и не открыли Египет, российские туристы, у которых не было виз в Евросоюз, летали отдыхать в основном через Беларусь. Туристические агентства несколько лет подряд предлагали под это специальные пакетные туры.

Даже сейчас, когда по непонятным политическим соображениям (очевидно, что коронавирус – это только предлог) Россия закрыла прямое авиасообщение с Турцией,  а большое количество российских граждан рассчитывало этим летом  на турецкий “олл инклюзив”, причем многие уже купили путевки по раннему бронированию, бацька протянул руку помощи. Вылетов из Минска в Анталию стало намного больше. Да еще и заточенных под прибытие поезда из Москвы в Минск.

Российские турагентства успели перестроиться под новый формат. Можно спокойно купить туры в Кемер с пересадкой в Минске. По большому счету, именно турецкое направление вместе с Египтом, Балканами и странами Средней Азии является ключевым для Беларуси.

Прямо скажем, что рейсы на Киев, за которые при полупустых, как сказано выше, самолетах было заплачено $14 млн., не были экономически выгодными. Они были выгодными политически. Лукашенко усердно играл роль посредника, который хочет примирить две соседние с ним страны.

Поэтому белорусы не только организовали транзитную смычку на рынке авиаперевозок, но и стали провайдерами в поставках нефти, угля и всего необходимого, что мы стеснялись закупать напрямую в России из-за имиджа. Не говоря уже о том, что Минск был площадкой для переговоров и подписания разного рода документов с нашими сепаратистами. Место встречи изменить нельзя!

Сейчас для белорусов крайне важно и дальше летать из Минска в Турцию, Египет, Эмираты, Среднюю Азию и т.д. Пока информации об отмене этих направлений нет. Европа для Беларуси фактически закрыта уже полгода, поэтому от отмены рейсов в Варшаву, Ригу и Стокгольм они пострадают чисто морально.

А кто же выиграет, в частности, на украинском направлении? Известно, что этого очень хотят наши братья-молдаване. Как и турки, они сидят тихо, о санкциях молчат и всеми силами стараются, чтобы о них не вспомнили.

Через Кишинев на сегодня и ближайшие дни есть рейсы и в Москву, и в Минск, а также рейс из “Борисполя”. Но пока он крайне неудобно расположен по отношению к тем же московским рейсам. Скажем, прилет из Киева в 20.45, ближайший вылет в Москву («Шереметьево») почти в 3 часа ночи. Прилет из Москвы – около 2-х часов ночи, вылет в Киев – в 7 утра. С рейсами на Минск еще хуже. Там разбег по времени на полсуток. Но пока это основной транзитный вариант для небольшого числа украинских пассажиров в Москву и Минск. Свято место пусто не бывает…

Галина Акимова