Новости

Преступление и наказание: военнопленные Германии и ее союзников в УССР

Тема военнопленных и морально-трудовой компенсации Союзу не слишком раскручивается в СМИ и даже исторической науке, хотя интерес к ней в обществе присутствует. Увы, но в контексте очередной волны фальсификаций и замазывания подвига советских людей теперь эту тему используют как шанс облить грязью «тоталитарный режим с его чудовищными условиями жизни и труда пленных». Украинские «исследователи» здесь в первых рядах, ибо тех, кто топтал и жёг Украину, здесь хватало в местных лагерях и на стройках.

Количество немцев, попавших в советский плен, – от 2,3 млн до 3,5 млн человек. С учётом того, что 22 июня 1941 года убивать СССР отправился почти весь нынешний Евросоюз, согласно послевоенной справки Главного управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР (ГУПВИ), картина выглядела так: немцев – 2 389 560 человек, венгров – 513 767, румын – 187 370, австрийцев – 156 682, чехов и словаков – 69 977, поляков – 60 280, итальянцев – 48 957, французов – 23 136, югославов – 21 822, молдаван – 14 129, голландцев – 4 729, финнов – 2377, бельгийцев – 2 010, люксембуржцев – 1652, датчан – 457, испанцев – 452, норвежцев – 101 человек. Хотя, как известно, немцы свою национальность пытались скрыть, а были ещё и японцы. Для содержания европейцев было создано 267 лагерей УПВИ с 2112 лагерными отделениями, 392 рабочих батальона и 178 спецгоспиталей. В советском плену были фигуры различного веса и известности: фельдмаршал Паулюс, последний главком сухопутных войск Шредер, гросс-адмирал Редер, ас люфтваффе Хартманн, командир танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» бригаденфюрер СС Беккер, командующий войсками в Прибалтике Крюгер, адъютант Гитлера Гюнше.

Стрижка солдат вермахта в советском лагере для военнопленных

В системе НКВД УССР, или в т. н. Южном регионе УПВИ, было 34 лагерных управления с 515 лаготделениями: в Киеве, Запорожье, Коростене, Лисичанске, Николаеве, Чернигове, Сумах, Днепропетровске, Днепродзержинске, Полтаве, Ворошиловграде, Харькове, Одессе, Краматорске, Свердловске, Макеевке, Мелитополе, Красном Луче, Горловке, Сталино, Виннице, Шепетовке, Березани, Львове, Ивано-Франковске, кроме того в Кишиневе, Севастополе, Симферополе.

Все лагеря были разбиты на четыре группы: 1) лагеря приграничной зоны со строгим режимом; 2) тыловые лагеря с общим режимом для немцев; 3) лагеря с облегченным режимом, в которых содержались военнопленные других национальностей; 4) особорежимные лагеря, где содержались сотрудники СС, СД, гестапо, охраняемые специальным конвоем. Отдельное направление работы НКВД состояло в выявлении и использовании специалистов среди военнопленных в различных областях науки и техники и, конечно, военных преступников.

Здание бывшего спецгоспиталя в посВысокий Харьковского района.  

Среди тех, кто содержался в украинских лагерях, были губернатор Курска Курт Агрикола, комендант Кишинёва Станислаус фон Девиц-Кребс, командир дивизии «Великая Германия» Гельмут Медер, ас люфтваффе Герман Граф, генералы Отто Брюккер, Карл Закс, Вернер Занне, Макс Вернер и другие.

Кого-то повесили за чинимые зверства, кто-то покончил с собой, как Роберт Махер, начштаба армии «Восточная Пруссия» в одесском лагере № 159, кто-то умер от болезней, как Вальтер Дибилаш (Сталино), Ханс Аренстоф (с. Бранцовка под Сумами), Фридрих Блюмке (Одесса), Фриц Шёнфельдер (Кадиевка Луганской области).

Лепка на доме в немецкой колонии Киева

Разумеется, пленных использовали в делах морально-идеологических, потому по Киеву провели колонну немцев, так же как это сделали в Москве, только на месяц позже, 16 августа 1944 года. Это событие описано и подкреплено фотографиями военкора журнала «Украина» Георгия Угриновича. Напомним, что почти 37 тысяч пленных прошли по столице Украины 21 километр под взглядами и презрительными возгласами киевлян. Обошлось без эксцессов, хотя несколько попыток избить немцев были. После "парада", помыли улицы, а немцев частично распределили по новым лагерям.

Пленных гитлеровцев ведут по Киеву

Среди обвинений СССР в отношении пленных – отказ Сталина подписать Женевскую конвенцию, хотя с начала войны действовало «Положение о военнопленных», во многом соответствующее положениям конвенции, однако категорически не допускавшее сотрудничества с Международным Красным Крестом, который вёл учёт пленных, организовывал передачу почты и продовольственных посылок.

Группа военнопленных немецких солдат покупает товары в магазине лагеря

Критике поддаются условия жизни пленных, санобеспечение, питание и финансирование. Мол, туалеты были на улице, а освещали бараки керосиновые лампы! Опять же недовольны либерасты, что пленные работали руками, без механизации. Да, работали и умирали, как работали и умирали сотни тысяч наших граждан. С той лишь разницей, что советское государство куда гуманнее относилось к военнопленным, чем Третий рейх и его союзники, об этом говорит количество немцев, переживших плен и вернувшихся домой. Мы ещё обратимся к этим цифрам.

Сохранившееся и восстановленное кладбище пленных в Запорожье

Конечно, в годы войны и в голодный 1946-й положение с питанием пленных было тяжёлым, но голодала вся страна. Что касается «тяжёлого труда», то критиканам надо напоминать, что пленные не на заработках трудились, а искупали свою вину и у тогдашних граждан УССР. Опять же существовала система трудового стимулирования, зачастую пленным разрешали ловить рыбу, собирать грибы и ягоды.

Кстати, уже в 1945 году в Германию стали репатриировать антифашистов, раненых и больных. К началу 1949 года в СССР оставалось 430 670 немцев.

Своеобразным ответом на угон советских граждан на работы в Германию стала «репатриация трудом» – вывоз в СССР на исправительно-принудительные работы гражданского населения немецкой национальности из Германии и стран-сателлитов Гитлера. 27 февраля 1945 года было утверждено «Положение о приёме, содержании и трудоиспользовании мобилизованных и интернированных немцев». Основная масса этих лиц как раз вывозилась в УССР.

В Постановлении Госкомитета обороны (№ 7161cc44) от 16 декабря 1944 года указывается о необходимости создания из немцев рабочих батальонов и направления их в Донбасс, для работы на шахтах трестов «Сталинуголь» и «Ворошиловградуголь» (ГАРФ, ф. 9401, оп. 2, д. 92, л. 44). Каждый батальон состоял из 3-5 рот численностью до 1000 человек.

Берия просил сталинского согласия на мобилизацию подлежащих интернированию немцев для работ по восстановлению угольной промышленности Донбасса (до 50 тыс.) и чёрной металлургии Юга Украины (до 20 тыс. человек).

Размещение интернированных на территории СССР

Предполагалось направить интернированных в Сталинскую (56 тыс.), Ворошиловградскую (28 тыс.) и Днепропетровскую (22,5 тыс.) области в распоряжение Наркомугля и Наркомчермета. В итоге в УССР было направлено самое большое (67 тысяч) интернированных.

После Киева, Сталино и Луганска значительное количество пленных и интернированных было в Харьковской области в лагерях Мерефы, Покотиловки, Краснограда и самого Харькова (№417), созданного для строительства участка трассы Харьков-Симферополь. Местные пленные (большая часть из СС и гитлерюгенда) строили харьковский аэродром, восстанавливали цеха тракторного завода, работали в Бабаевском лесничестве.

Надо признать, немцы тогда работали повсюду, даже на строительстве главного корпуса МГУ в Москве. На Украине – прежде всего над восстановлением разрушенных войной шахт и заводов, были задействованы и в городском строительстве.

В Киеве с присущими им трудолюбием и педантизмом немцы участвовали в восстановлении здания Верховной рады, Крещатика, построили «немецкий квартал» Новой Дарницы, кварталы на Сырце. В Луганске их руками появилась гостиница «Октябрь», в Запорожье они восстанавливали проспект Металлургов и кусок трассы Москва – Харьков – Симферополь, в Мариуполе цеха завода имени Ильича, корпус № 1 ПГТУ и строили жилой массив. Немцы отстраивали Николаевский порт и судостроительный завод, в Полтаве разбирали разрушенный центр и выкладывали брусчаткой дороги, в Кременчуге – мост через Днепр, работали в карьерах.

Немецкие военнопленные на разборке руин на заводе «Запорожсталь», 1948 год

Трудились немцы и во Львове, где восстанавливали дороги и здания, провели качественную реконструкцию виллы «Палатин» на Каличьей.

При этом ежегодно принимались различные постановления, на основании которых в Германию репатриировали всё новые и новые партии. Украину последние пленные покинули в 1954 году.

Александр Севидов