Новости

Президент Макрон просит прощения у вдовы коммуниста

В квартире Жозетт Оден повсюду чувствуется присутствие покойного. На полках в гостиной стоят фотографии, с которых на нас смотрит вечно молодой Морис Оден. Ему всегда будет двадцать пять лет. Счастливая улыбка озаряет лицо Жозетт: завершилась борьба за правду, которую она вела шестьдесят один год. Те же эмоции испытывают сейчас все члены семьи Оден, родные и близкие. Сегодня они собрались в доме мадам Оден в ожидании визита президента Республики. Среди присутствовавших находились Седрик Виллани (знаменитый математик лауреат Филдсовской премии и депутат Национального собрания Франции от движения «Вперед, Республика»), адвокат семьи Клэр Окке, историки Сильви Тено и Рафаэль Бранш, президент «Ассоциации Мориса Одана» Пьер Манса, депутат-коммунист Себастьян Жюмель и другие.

Собравшиеся вспоминали об адвокате Ролане Раппапорте и журналисте Анри Аллеге, который также подвергался пыткам за свои антиколониальные убеждения – ведь эти люди, которые неустанно боролись за торжество справедливости, уже ушли из жизни, и не могли присутствовать при этом историческом моменте.  А в стенах скромной квартиры Жозетт Оден действительно написана новая страница истории Франции. Визит Эммануэля Макрона длился около часа – но его семья и близкие смогли оценить всю значимость сделанного президентом  признания. «Речь шла о несправедливости, которую нужно было исправить. Вы шли до конца, добиваясь признания правды. Единственная вещь, которую сделал я – это сам факт признания вашей правды», – сказал вдове покойного президент.  

 

Жозетт Оден ждала этих слов шестьдесят один год. «Я искренне благодарю вас», – ответила она. «Это я должен просить у вас прощения, поэтому ничего не говорите. Мы лишь делаем то, что должно было быть сделано ранее», – возразил Эммануэль Макрон. «Да. Но всё же, я вас благодарю!», – взволнованно сказала ему Оден. «Не настаивайте, прошу» – сказал ей в ответ глава государства.

Сидевший рядом с ними Седрик Виллани обратился к Эммануэлю Макрону: «Я клянусь, что когда прочитал этим утром первую полосу «Юманите», я плакал». Собравшиеся отдали дань уважения коллегам Мориса Одена – в частности, еще одному знаменитому математику и левому активисту Лорану Шварцу, который одним из первых задал государству вопрос: «Что случилось с Морисом Оданом?».

«Я рад, что нахожусь сегодня среди единомышленников, и приветствую это официальное государственное заявление. Оно является тем более символичным, что его сделали накануне Праздника «Юманите» – газеты, которая исторически играла ключевую роль в расследовании этого дела. Признание истины будет с удовлетворением воспринято и молодым поколением французов, и людьми старшего возраста. От имени всех коммунистов я благодарю вас за то уважение, которое вы продемонстрировали своим визитом. Я особенно тронут этим», –  сказал Себастьян Жюмель.  Этот депутат от Компартии организовал вместе депутатом Виллани пресс-конференцию, требуя повторно расследовать дело об убийстве Одена – что и позволило установить правду о его смерти.

Символично, что на встрече присутствовали представители военного ведомства – ведь именно позиция армии заставляла более полувека замалчивать убийство ученого. «Я искренне хотел бы, чтобы молодые поколения военных узнали эту часть нашей истории», – взволнованно произнес адмирал Бернар Рожель – начальник личного военного штаба президента Республики и бывший руководитель главного штаба ВМС Франции. «Будем надеяться на это», – произнёс Пьер Оден, сын Мориса и Жозетт, который считает, что официальное признание этого преступления касается всех жертв войны в Алжире и должно активизировать борьбу против пыток.

«Это убийство стало возможным благодаря узаконенной системе арестов и задержаний с особыми полномочиями, которые получили во время Алжирской войны вооружённые силы Франции», – говорится в заявлении главы государства. Республика впервые признаёт, что бесчинства и пытки, которые совершали в Алжире военные, совершались с одобрения политических деятелей и властей. Среди этих лиц особенно выделяется фигура Франсуа Миттерана, который, будучи министром юстиции в правительстве Ги Молле, играл одну из ключевых ролей в тех событиях.

«Это очень хорошая новость, которая будет иметь важные политические последствия, – сказал национальный секретарь Французской Компартии Пьер Лоран, выражая свою радость по поводу произошедшего. «Сокрытие ответственности государства и ложь в вопросе о пытках были пятном на фасаде Республики. Официальное заявление президента стало победой всех тех, кто на протяжении более шестидесяти лет сражался за правду в деле Одена, доказывая, что их решительность была правильным и необходимым подходом».

«Это значительный шаг вперёд – отметил специалист по истории Алжира Бенажамен Стора, который также присутствовал на встрече в доме Жозетт Одан. – Требования официально признаться в убийства Мориса Одана звучали с самого начала его расследования. Об этом говорил Пьер Видаль-Наке (известный историк, автор книги «Преступления французской армии в Алжире»), который настаивал, что это преступление раскрывает саму суть колониальной системы. Сообщения, которые я получил от своих коллег из разных стран мира, показывают значимость этого политического события».

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Стоит напомнить – первые попытки сказать правду о давнем убийстве были предприняты еще во время президентства Франсуа Олланда. В 2014 году он публично разоблачил лживую версию, согласно которой Оден якобы бежал от схвативших его военных, а затем пропал без вести –  на чем настаивала прикрывавшая своё преступление армия. Но Олланду не хватило смелости заявить о том, что государство несёт ответственность за совершенное преступление. И это позволило нынешнему президенту Эммануэлю Макрону сделать политический жест, который станет новой исторической вехой – как это было в 1995 году, когда Жак Ширак признал вину за «Облаву Вель д’Ив», в ходе которой французская полиция арестовала тысячи евреев, передав их на смерть нацистам.

Борьба Жозетт Оден не прекратится. «Я буду по-настоящему счастлива, когда узнаю имена убийц моего мужа, и когда мы сможем похоронить его», – говорит эта женщина. Точные обстоятельства исчезновения Мориса Одена до сих пор не известны. Из-за недостатка свидетельств существует несколько версий его гибели. Ученый мог умереть под пытками или был удушен после похищения французским лейтенантом Шарбонньером. Кроме того, его могли казнить офицеры печально известного спецподразделения генерала Поля Осареса. Попытки выяснить правду по прежнему наталкиваются на молчание ключевых свидетелей из числа военных, которые постоянно препятствовали расследованию преступления. Однако семья покойного верит: «открытие архивов и обращение президента будут услышана людьми, которые могут пролить свет на точные обстоятельства смерти Мориса Одена – и всех тех, кого постигла та же самая участь». Кроме того, алжирские власти до сих пор не ответили на запросы семьи Оден, которая намерена развернуть поиски в тех местах, где может находиться тело убитого коммуниста. И Эммануэль Макрон пообещал ходатайствовать об этом перед руководством Алжира.

Поможет ли это поставить финальную точку в деле Одена? Подтвердят ли архивы имена его возможных убийц? Трудно сказать – однако, сделанный государством жест открывает новую страницу в расследовании давней трагедии. И семьи покойного исполнена решимости дописать ее до конца.

Мод Верньоль