Новости

Президент не медведь

Недавний визит Владимира Зеленского в поселок Золотое, предшествовавший началу разведения противоборствующих сил, и беседу там с праворадикалами можно смело считать одним из крупнейших (если не крупнейшим) пиар-провалом нынешней власти.

Не знаю, кто как, а я неоднократно становился свидетелем «синдрома начальника». Руководитель, оказываясь в недружелюбно настроенной аудитории, тем не менее сразу же брал ситуацию в свои руки, чисто психофизически себя позиционируя как главного, а «бунтовщиков» --  как просителей, пусть и настойчивых.

Стоит ли говорить, что у Зеленского получилось с точностью до наоборот. Он не только не смог удержать нить дискуссии в своих руках, но и откровенно сорвался, наверное, навсегда обогатив свой имидж выражениями «мне 42 года» и «я не лох». Что для лидера, в компетентности которого и так есть значительные сомнения, абсолютно недопустимо. Часто бывает, что одно неудачное действие или даже слово, особенно на начальном этапе той или иной деятельности, когда окружающие с политиком только знакомятся, становится «кармой» на веки вечные.

А ведь умению вести дискуссию учатся. И если к руководителям предприятий оно обычно приходит естественным путем, т. е. с жизненным и управленческим опытом, то, чтобы овладеть искусством риторики, публичные политики с незапамятных времен тратили немало сил  (заикавшийся от природы Демосфен, как известно, отрабатывал свои ораторские способности на берегу моря с камушками во рту).

Ну а ныне это настоящая наука -- обычным делом стали специальные методички, тренинги и т. п., где учат, как вести себя на публике, общаться с электоратом, в т. ч. и недружелюбно настроенным. И здесь одно из главных правил – никогда не переходить на личности и сохранять эдакий покровительственно-снисходительный тон.

Помнится, довелось мне побывать на встрече с одним кандидатом. Ни для кого не было секретом, что звезд с неба он не хватает, а политической карьерой обязан исключительно папиным возможностям. Тем не менее крепкая работа политтехнологов, очевидно, дала свои плоды («Медведя в цирке ездить на мотоцикле научили, а уж человека…» -- любила говорить одна моя бывшая начальница). Депутатом Рады он стал.

И раз уж кто сподобился стать президентом, то следовало бы пройти обучение и овладеть важнейшим для политика искусством. Тем более что в нем немало общего с артистическим, а Зеленский -- именно артист. Причем в его артистической карьере можно найти прямые аналогии с нынешней политической -- начинал в самодеятельности, а стал профи и вряд ли обошелся без уроков профессионального мастерства. Откуда же ныне такое легкомыслие?

Впрочем, риторика риторикой, но и сама поездка в Золотое, и общение там с радикалами было грубейшей политической ошибкой. Ведь сила политика и его команды заключается также в том, чтобы хорошо знать свои слабые места и умело их нивелировать, избегать ситуаций, где они проявляются наиболее выпукло. Если уж понимали, что из дискуссии с радикалами Зеленскому трудно будет выйти победителем, зачем на нее было идти?

И главное, неужели кто-то мог рассчитывать, что, послушав увещевания президента, «азовцы» покинут зону ОСС и перестанут препятствовать разъединению? Или задумка заключалась в том, чтобы продемонстрировать (кому?) добрую волю Зеленского, якобы он использовал все возможности, дабы убедить радикалов «по-хорошему»?

В итоге же в первую очередь наглядно продемонстрировано, что срывала процесс разведения сил Украина отнюдь не из-за нарушений режима тишины противоположной стороной и своей принципиальной позиции по этому поводу. Конечно, всем это было понятно и так, но теперь это нашло, если хотите, «юридическое» подтверждение, которым наверняка не преминут воспользоваться визави по переговорному процессу. Ныне любые аргументы украинских представителей за переговорным столом будут легко парироваться.

А ведь будь проведена -- без «анонсов» и лишнего шума -- полицейская операция по выдворению нескольких десятков радикалов из зоны ОСС (где они не имеют никакого права находиться), реакция на это наверняка не стала бы детонатором чего-то чрезвычайного, особенно если бы действия сопровождались «профилактической работой» с их лидерами. Ну, пошумели бы их сторонники на майдане, отбыли номер, выпустили пар да разошлись бы… Поставить перед фактом всегда эффективнее, чем заранее объявлять о своих намерениях.

Теперь же ситуация в Золотом оказалась в центре внимания всей Украины. Вояж Зеленского стал настоящим мобилизующим фактором для «партии войны».  Для лидеров же радикальных группировок удержание позиций в Золотом превратилось в дело принципа, о чем свидетельствуют их заявления.  В общем для Зеленского наступил настоящий момент истины, которого он явно хотел избежать.

 

Александр ПРОХОРОВ