Новости

Приватизация: дешевле, быстрее, еще быстрее!

В ближайшей повестке дня ВР — пакет законопроектов об «ускорении» и «углублении» приватизации.

В предыдущем номере мы уже писали о масштабности планов по приватизации, которые правительство замышляет реализовать в течение следующих 10 лет («Продать за 60 секунд», «2000», №11(977), 18—24.03.21).

Анализируя «Национальную экономическую стратегию на период до 2030 года», мы подробно разобрали горизонты приватизационных планов. Законопроекты №4543 и № 4020 описывают темпы и глубину приватизационного процесса, которые задает Кабмин Шмыгаля.

Очень символично, что в госсобственности, по большому счету, хотят оставить только заповедники и цирки. Странный намек правительства на аналогию 30-летнего «циркового представления», в ходе которого Украина превратилась в заповедник неолиберальных реформ и социал-дарвинистских рыночных экспериментов?

Приватизация в Украине пройдет не только под лозунгом «продать все!», но и по принципу «продать все любой ценой!», с беспрецедентными скидками в 25% и 50% от и без того «мусорной» стартовой стоимости госактивов.

Даешь ускорение!

Прежде чем уйти на карантин до 9 апреля, в плане последней рабочей повестки народных избранников значилось рассмотрение во втором чтении и законопроекта № 4543 «О внесении изменений в закон «О приватизации государственного и коммунального имущества» касательно объектов большой приватизации».

Витиеватый по названию документ, который в парламент внес Кабмин в лице премьер-министра Дениса Шмыгаля, нарекли «законопроектом о разблокировании большой приватизации». Впрочем, судя по тексту законопроекта, целесообразнее его назвать законом об ускорении приватизации.

На пути ускорению, правда, встал вал поправок к земельным законопроектам, который, к слову, нардепам так и не удалось преодолеть в течение рабочей недели.

Примечательно, что во время рассмотрения в первом чтении весьма спорный и неоднозначный проект закона убедительно набрал уверенное большинство в 284 голоса «за». Документ был принят силами «новой коалиции» в составе «Слуги народа», «Европейской солидарности», «Голоса» и депутатской группы «Доверие».

Интересно, что для принятия документа «за основу» фракции СН даже почти хватило собственных «штыков», чтобы в кои-то веки предъявить доказательство существования «монобольшинства» в Раде. «Слуги» дали 222 голоса «за», трое депутатов воздержались, а один и вовсе проголосовал против.

К слову, «диссидентом» оказался Александр Качура.

Если коротко, то целью законопроекта №4543 является снятие «антикоронавирусных» ограничений Кабмина относительно проведения аукционов по приватизации крупных объектов государственной собственности. Инициатор документа поясняет, что коронавирус не должен быть помехой «стратегическому курсу на приватизацию и привлечение инвестиций в экономику Украины».

«Бюджет Украины требует ресурсов для борьбы с пандемией, поддержания экономической стабильности Украины и скорейшего восстановления деловой активности после ограничительных мер.

Поэтому с целью наполнения государственного бюджета средствами от продажи объектов большой приватизации целесообразно снять законодательные ограничения на принятие любых мер по приватизации объектов большой приватизации, в том числе проведение аукционов», — указано в пояснительной записке к законопроекту.

При этом в том же тексте пояснительной записки обращает на себя внимание раздел «Прогноз влияния». Авторы — как бы по Фрейду — подчеркивают, что принятие законопроекта №4543 «не повлияет на рыночную среду, обеспечение прав и интересов субъектов хозяйствования, граждан и государства, развитие регионов, рынок труда, сферы общественного здоровья и другие сферы общественных отношений...»

Ускорение большой приватизации действительно вообще ни на что не повлияет, особенно учитывая то, как процесс приватизации собираются провести.

Экономическая безопасность государства?

Главное научно-экспертное управление и Главное юридическое управление аппарата Верховной Рады, которые готовили свои выводы и замечания к первому и второму чтениям, сформулировали три важнейшие проблемы законопроекта №4543.

Во-первых, специалисты научно-экспертного управления, ссылаясь на январский доклад Мирового банка «Перспективы глобальной экономики», предупреждают о риске распродажи крупных объектов госсобственности по заниженным ценам, справедливо апеллируя к фактору снижения стоимости активов на фоне глобальной экономической рецессии. Эксперты прогнозируют ограниченность перечня покупателей и низкую конкуренцию в процессе проведения аукционов, что в свою очередь «...может привести к тому, что стратегические для экономики и безопасности государства объекты большой приватизации перейдут к новым владельцам по заниженным ценам».

Во-вторых, продолжая развивать предыдущий тезис, эксперты Рады напоминают о законодательных нюансах. При участии в торгах менее двух претендентов аукцион объявляется несостоявшимся. Однако в дальнейшем может быть принято решение о выкупе актива единоличным претендентом (по заявленной им сумме, но не ниже стартовой). Также может практиковаться проведение повторных аукционов с применением опции «ценового дисконта».

Кроме того, в том случае, «если объект большой приватизации выставляется на продажу со снижением стартовой цены, то его стартовая цена снижается аукционной комиссией (первый раз — на 25%, во второй раз — на 50%)», — указано в выводах научно-экспертного управления.

В-третьих, Главное юридическое управление ВР, акцентируя внимание на актуальности вышеперечисленных замечаний, также обращает внимание на недопустимость принятия законопроекта №4543 без предварительного законодательно определенного перечня объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации.

Юристы Рады предупреждают, что разрешение старта приватизации без утверждения этого перечня «...может привести к потере государством контроля над объектами, обеспечивающими национальную безопасность Украины, приватизация которых создает существенные риски для безопасности государства».

Юридическое управление недвусмысленно также предупреждает о неконституционности такого порядка принятия решений. «По нашему мнению, речь идет о необеспечении экономической безопасности Украины, которая является важнейшей функцией государства, делом всего украинского народа, чем соответственно будет нарушено требование ч.1 ст. 17 Конституции Украины».

Специалисты Рады из двух управлений не зря особо акцентировали внимание на последнем аспекте. В этом отношении нардепы таки решили пробежаться впереди паровоза, к сожалению, уже по привычке отмахнувшись от соблюдения норм Основного Закона в угоду «текущей целесообразности».

Продадим все, кроме заповедников и цирков!

Дело в том, что законопроект №4020 «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» по темпам рассмотрения значительно запаздывает от законопроекта «о разблокировании» приватизации и еще не прошел процедуру первого чтения.

То, что оба документа были заявлены в повестке дня Рады еще 16 марта, свидетельствует, мягко говоря, о преднамеренном безразличии законодателей к последовательности и законности запуска процесса большой приватизации.

Документ предусматривает распределение крупных объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации, по пяти спискам хозяйствующих субъектов:

№1 — в уставных капиталах которых доля корпоративных прав, принадлежащих государству, не может быть меньше 50% + 1 акция (9 предприятий);

№2 — в уставных капиталах которых доля корпоративных прав, принадлежащих государству, составляет 100% (74 предприятия);

№3 — объекты культуры и спорта (133 объекта);

№4 — не подлежащих приватизации, но которые могут быть преобразованы в хозяйственные общества (102 предприятия);

№5 — объекты лесного хозяйства (341 предприятие).

В выводах Главного научно-экспертного управления ВР к данному законопроекту эксперты высказали серьезные замечания в отношении практически каждого из пяти списков.

Что касается списка №1, куда вошли, например, «НАК «Нафтогаз», «Укрзалізниця», которые на 100% принадлежат государству, эксперты справедливо указывают, что до 50% акций этих предприятий могут быть приватизированы.

Относительно предприятий из списка №2, которые на первый взгляд кажутся «забронированными» за государством на 100%, есть важное «примечание». В нем указывается, что государству должно принадлежать 50% +1 акция «в случае принятия решения об уменьшении в установленном законодательством порядке доли корпоративных прав, принадлежащих государству в уставном капитале хозяйственных обществ и объединений, указанных в приложении 2...».

Т. е. все объекты собственности во втором списке также являются потенциальными кандидатами на приватизацию.

Касательно объектов, которые «могут быть преобразованы», эксперты Рады указывают, что в списке №4 не определено, «какая доля в уставном капитале этих обществ должна остаться в государственной собственности после такого преобразования». Де-факто это открывает перспективы практически 100% приватизации хозяйственных объектов из данного списка.

Фактически 100% государственной «брони» от распродажи получат только предприятия из 3-го и 5-го списков (перечень заповедников, библиотек, школ-интернатов, цирков, лесных хозяйств, лесозащитных объектов, научно-исследовательских станций, национальных парков и т. д.). Все остальное будет в той или иной степени выставлено на продажу и пущено с молотка.

В целом весьма символично, что в госсобственности останутся заповедники и цирки. По аналогии с тем, что в ходе 30-летнего цирка шоковых реформ Украина превратилась в заповедник неолиберальных экономических экспериментов и самых диковинных форм социальной дискриминации человека.

Роман ГУБРИЕНКО