Новости

Приватизация здравоохранения не даёт Украине бороться с Covid-19

Руководитель Коммунистической партии Украины Пётр Симоненко в интервью редактору газеты британских коммунистов Morning Star («Утренняя звезда») Бену Чако рассказал, как украинская реформа здравоохранения не даёт врачам эффективно бороться с распространением Covid-19 в стране.

Как пишет Чако, британская система здравоохранения NHS также испытывает трудности из-за многолетних сокращений, что привело к хронической нехватке медперсонала, материалов и оборудования медицинского назначения в больницах.

Но на Украине «реформа» здравоохранения идет, даже когда бушует пандемия. Так называемые рыночные реформы приводят к массовому закрытию больниц, поскольку правительство, в частности, более не покрывает счета за коммунальные услуги, а переложило тяготы их оплаты на больницы.

Переход на Украине к системе здравоохранения в стиле США является детищем гражданки США Ульяны Супрун. Это предпринимательница в сфере здравоохранения, которая после переворота на Майдане в 2014 году возглавила министерство здравоохранения Украины.

Украинские неонацисты физически осуществили переворот, в результате которого нацистские военные преступники, такие как Степан Бандера, стали национальными героями. Но Соединенные Штаты и ЕС были в первую очередь заинтересованы в том, чтобы ввести Украину в свою экономическую орбиту и открыть её крупные рынки для безраздельной иностранной эксплуатации.

Супрун была не единственным иностранцем, привлечённым для выполнения этой работы. Например, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили в 2015 году был назначен губернатором Одессы. Ныне он возглавляет Национальный совет реформ, которому президент Владимир Зеленский поручил дерегулирование в бизнес-среде и работу с инвестициями. Были и другие иностранные назначенцы, но Супрун, пожалуй, самая печально известная из них. Она заслужила в народе прозвище «Доктор Смерть» за катастрофические последствия своей приватизации медицины.

Супрун больше года, как уволена с должности руководителя Минздрава. И сначала Зеленский сам раскритиковал её политику, заявив, что она приведет к закрытию более 300 больниц и потере 50 000 рабочих мест в здравоохранении. Но фактически он, похоже, не хочет отменять самую непопулярную среди людей реформу.

«Уничтожение бесплатной медицины в Украине началось с разрушения Советской власти в 1991 году», - говорит мне лидер украинской компартии Петр Симоненко.

«Но решительное нападение на систему здравоохранения произошло после февральского вооруженного переворота в 2014 году и захвата власти компрадорскими олигархами, националистами и криминальными авторитетами под прямым покровительством Соединенных Штатов.

Медицинская реформа в том виде, в каком она была реализована, грубо нарушает конституцию, которая гарантирует бесплатную медицинскую помощь и запрещает ограничивать доступ к медицинским учреждениям.

Реформа разрушила проверенную временем систему здравоохранения и профилактической медицины, разработанную и внедренную выдающимся врачом и организатором медицины Николаем Семашко» (занимал пост народного комиссара по общественному здравоохранению в Советском Союзе с 1918 по 1930-е годы и широко признан в мире основоположником инновационной комплексной бесплатной государственной системы здравоохранения).

«Общественное здравоохранение перестало быть государственной задачей и превращается в бизнес для медицинских олигархов. Вся реформа – это, по сути, просто сокращение бюджетных расходов на здравоохранение и, как следствие, массовое закрытие больниц, клиник и других центров. Более 800 больниц и около 100 000 больничных коек уже были ликвидированы.

Заработная плата врачей унизительно низкая – не только по сравнению с другими странами, но и по сравнению со средней заработной платой на Украине. Именно поэтому со времени начала так называемой реформы от 60 до 70 тысяч работников здравоохранения покинули Украину в поисках средств к существованию.»

Например, специалист по инфекционным заболеваниям, работавший в больнице в Черновцах на западе Украины и лечащий пациентов с болезнью Ковид-19 по имени Ольга Кобевко, зарабатывал всего 140 фунтов стерлингов в месяц, что соответствует минимальной заработной плате на Украине.

«Вот яркий пример того, как государство оценивает работу врача», - говорит Симоненко. - Средняя заработная плата посудомоечной машины в Украине составляет 40 гривен в час, курьера – 60. В то же время, если мы разделим количество часов, проведенных неонатологом на реанимацию новорожденных, оно составит около 30 гривен в час».

1 апреля началась вторая фаза реформ Супруна, которая повлекла за собой закрытие почти всех туберкулезных и психиатрических больниц. И это несмотря на то, что в Украине самая высокая заболеваемость социально опасными заболеваниями в Европе.

Эпидемия Covid-19 привела к небольшой корректировке. Темпы медицинской реформы были замедлены – но ненадолго.

Публичные нападки президента Зеленского на реформы в Супруне, которые поддержал нынешний министр здравоохранения Максим Степанов, были оценены Симоненко как словоблудие.

«В условиях эпидемии они пытаются унять растущее недовольство среди врачей и успокоить население, - говорит он. – Но медицинские расходы, как и расходы на все социальные программы, продолжают сокращаться в пользу расходов на содержание армии и правоохранительной системы.

Первыми жертвами гильотины медицинской реформы станут пожилые люди. Три четверти расходов на здравоохранение приходится на людей в возрасте 65 лет и старше. А поскольку целью медицинской реформы является сокращение государственных расходов, она, как и пенсионные реформы, будет продолжать сокращать эту категорию населения.»

Реформа будет продолжена. Потому что режим Зеленского является продолжением режима Порошенко. И это подводит нас к следующему вопросу: отличается ли правительство Зеленского по характеру от правительства Порошенко, когда речь идет о стремлении приватизировать государственные активы, - продолжает Симоненко. - Приватизация и продажа национальных сокровищ иностранным корпорациям, финансовым и промышленным группам будет осуществляться в турборежиме.

Это видно по тому, как принят Закон о земле и так называемый «антиколомойский закон» (банковская реформа). Первый превращает Украину в поместье крупных землевладельцев и открывает путь к практически неконтролируемой передаче земли иностранному капиталу, что лишает государство возможности обеспечивать продовольственную безопасность.

Второе ставит банковскую систему страны под полный контроль МВФ, а следовательно, и Соединенных Штатов, и разрушает финансовую безопасность Украины.»

«А Зеленский, как и Порошенко, не собирается прекращать гражданскую войну на Донбассе, - говорит Симоненко. - Делается все, чтобы выйти из Минского мирного процесса. Тот факт, что за этим стоят Соединенные Штаты, подтверждается кандидатурой нового посла США в Украине Кита Дейтона, генерала в отставке, который много лет работал в военной разведке в отношении СССР, а также был старшим советником США по вопросам обороны Украины.»

«Как и в случае с Порошенко, борьба с коррупцией при Зеленском – это просто пиар и средство перераспределения доходов от коррупции из одного бизнес-клана в другой, - отмечает лидер украинских коммунистов. - Самый коррумпированный чиновник, сам Порошенко, не только остается свободным, но и продолжает получать дивиденды от коррупционных схем, запущенных во время его президентства.

Поэтому реформы режима Порошенко и Зеленского можно охарактеризовать только как отказ от государственных интересов».

Это мрачный прогноз для украинцев в связи с глобальной пандемией.

Ирина Керимова