Новости

Признание ПЦУ и Кипрская Церковь

Почему архиепископ Хризостом, еще недавно заявлявший, что не будет поминать Думенко, это сделал, причем вопреки мнению Синода? И чем это закончится для Кипрской Церкви?

24 октября православный мир всколыхнула новость о поминании Сергея (Епифания) Думенко предстоятелем Кипрской Церкви архиепископом Хризостомом. На литургии в монастыре Хрисороятисса во время хиротонии нового епископа Арсинои, Хризостом помянул на входе имя Думенко в числе Предстоятелей Поместных Церквей.

Это событие вызвало бурное ликование в ПЦУ и возмущение в самой Кипрской Церкви. Практически сразу же стали известны скандальные подробности поступка архиепископа.

Во-первых, он это сделал тайно, никого не поставив в известность. Митрополит Лимассольский Афанасий, который участвовал в этой литургии, был шокирован, и после поминовения покинул храм до окончания богослужения. 

Об этом сообщает греческий церковный ресурс Romfea.

Так, по информации издания, митрополит Лимассольский Афанасий «не поверил своим ушам», когда услышал имя главы украинских раскольников.

Архиерей немедленно покинул храм, не дожидаясь окончания богослужения и епископской хиротонии, «в знак протеста против единоличного решения» архиепископа Хризостома.

Другой митрополит Кипрской Церкви, имя которого не называется, в комментарии изданию заявил, что кипрские архиереи против папской системы принятия решений и не признают данное деяние предстоятеля.

Во-вторых, архиепископ Хризостом помянул Епифания втайне от Священного Синода, заседание которого состоялось буквально накануне, 23 октября.

В-третьих, вопрос о признании ПЦУ Хризостом поднимал на предыдущем заседании Синода 9 сентября, но тогда почти все архиереи высказались против, и архиепископ пообещал, что не будет поминать Епифания Думенко, раз Священный Синод имеет другое мнение.

В-четвертых, многие архиереи открыто называют Епифания и членов ПЦУ раскольниками, не имеющими отношения к Церкви.

В-пятых, предстоятель не имел права единолично признавать ПЦУ, поскольку согласно Уставу Кипрской Церкви, подобные решения принимаются исключительно соборно, решением Священного Синода.

После поминовения Думенко четверо самых авторитетных архиереев Кипра обратились к Хризостому с призывом отозвать одностороннее признание ПЦУ, поскольку оно, цитируем, «представляет собой вопиющее нарушение синодального, соборного и демократического устройства нашей Православной Церкви».

Сам архиепископ Хризостом заявил, что признание им ПЦУ «послужит Православию и Кипрской церкви». Но давайте посмотрим, в чем архиепископ видел служение Православию еще совсем недавно.

Путь эволюции архиепископа Хризостома: от осуждения раскола к его поддержке

Сразу после получения Томоса в январе 2019 года архиепископ Хризостом публично опроверг слова украинского МИДа о своей якобы поддержке ПЦУ, заявив, что ему сделали предложение принять на Кипре Епифания Думенко, однако он это предложение отверг, подчеркнув, что не поминал его за Божественной литургией и поминать не будет.

Епифания за Божественной литургией не поминал и поминать не буду.

Архиепископ Хризостом, январь 2019

18 февраля 2019 года под председательством архиепископа Хризостома состоялось заседание Синода Кипрской Церкви. В коммюнике Синода, в частности, говорится, что киприоты не считают членов ПЦУ священниками и архиереями:

«Опыт всей Православной Церкви дает нам основания сомневаться в возможности узаконивания «задним числом» тех хиротоний, которые были совершены запрещенными, отлученными и преданными анафеме епископами. Запрет, отлучение и анафему отдельных лиц, которые стали инициаторами украинского кризиса, признали все православные». Другими словами, архиепископ Хризостом, подписавший это заявление, не считал Епифания Думенко архиереем.

В апреле 2019 архиепископ Хризостом встретился с главами Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей и взял на себя функции посредника по решению «украинской проблемы» в Православии. В коммюнике после встречи было сказано, что предстоятели призвали стороны в Украине работать над «защитой верующих, а также священных храмов и монастырей от захватов и любых насильственных действий». Напомним, в то время раскольники уже захватили сотни храмов УПЦ, и иерархи об этом знали.

В мае 2019 архиепископ Хризостом обсудил украинскую проблему с предстоятелями Сербской, Болгарской и Элладской Церквей. После них он заявил, что если занять сторону РПЦ или Фанара, то «с математической точностью в Православии будет раскол».

Но уже в сентябре 2019 выяснилось, что патриарху Варфоломею все эти встречи не нравятся. Сразу же стала меняться и риторика архиепископа Хризостома. Он заявил следующее: «Как Церковь Кипра, мы не утверждаем, что признаем ПЦУ, но и не говорим, что не признаем. Мы хотим иметь хорошие отношения со всеми».

Как только выяснилось, что главе Фанара не нравятся посреднические усилия предстоятеля Кипрской Церкви, риторика архиепископа сразу стала меняться.

А уже в декабре 2019 архиепископ Хризостом вдруг утратил прежний нейтралитет и заявил, что осуждает позицию предстоятеля РПЦ. По мнению Хризостома именно патриарх Кирилл, а не глава Фанара хочет быть первым в Православии: «Я ему сказал, что первым ему не быть: “Семнадцать прошедших веков закрепили первое место в православном мире за Константинополем. Все, точка. Не обманывайся. Пойми это”».

Вскоре Хризостом проигнорировал приглашение патриарха Феофила на встречу предстоятелей и иерархов Церквей в Аммане, посвященную украинской проблеме, за что получил ценную ручку, а также личную благодарность от главы Фанара.

Патриарх Варфоломей подарил архиепископу Хризостому ценную ручку

А уже в марте 2020 года кипрский предстоятель принял участие в заседании Синода Константинопольской Церкви и заявил, что для него признать Епифания – «не проблема». Того самого Епифания, которого Синод Кипра в феврале 2019-го, по сути, прямым текстом назвал мирянином. Вот такая эволюция взглядов архиепископа Хризостома.

Последствия поступка архиепископа

И вот теперь он пошел против соборности и синодальности Кипрской Церкви и, никого не предупредив, единолично признал Епифания. Более того, оказалось, что еще два месяца назад он написал письмо главе Фанара о признании ПЦУ, но не решался его опубликовать. Сейчас он решился. Каковы последствия такого признания?

Последствие первое – торжество папства главы Фанара. Об этом, комментируя поминание Думенко, прямым текстом заявил глава архиепископии Фанара в США Элпидофор: «Вселенский Патриархат продолжает управление Церковью».

Последствие второе – усиление раскола в мировом Православии, о котором заявили четыре кипрских архиерея в своем срочном воззвании.

Последствие третье – фактическое разделение и угроза раскола внутри самой Кипрской Церкви. Об этом прямо заявил митрополит Никифор Кикский, который утверждает, что Думенко – раскольник, а кто допускает к Евхаристии отлученных, сам отлучает себя от Евхаристического общения.

Можно смело говорить, что поступок архиепископа Хризостома, так же, как и признание ПЦУ Элладской и Александрийской Церквями – исключительно политический, а не церковный акт. И это легко подтверждается фактами.

В коммюнике Кипрской Церкви 2019 года по украинскому вопросу говорилось, что цель Томоса, которую Фанар декларировал как достижение единства православия Украины, не достигнута, единства нет. Сейчас, спустя почти два года совершенно понятно, что ни о каком единстве в Украине речь не идет. И архиепископ Хризостом это прекрасно знает.

В другом пункте коммюнике было сказано, что Фанар должен найти способ успокоить верующих по поводу действительности хиротоний членов ПЦУ. Был ли найден такой способ? Нет. Знает ли об этом архиепископ Хризостом? Безусловно!

***

Христос четко нам сказал: «Дерево познается по плоду» (Мф. 12:33). Каковы плоды поступка архиепископа? Усиление еретического папства Фанара в Православии и усугубление раскола.

Есть ли во всем этом повод для радости? Для Сергея Думенко, Зори, и прочих – безусловно есть – они теперь будут иметь больше аргументов для захватов храмов УПЦ. Есть повод радоваться у Фанара – там лишний раз доказали свое умение достигать результата любой ценой. Но должна ли радоваться Церковь, раскол которой становится все глубже?

Ярослав Нивкин