Новости

«Призрак коммунизма» вмешался в президентскую гонку

Президентские выборы в США 2020 г. во всех смыслах можно считать уникальными и неповторимыми. Данная кампания, с ее пестрой палитрой политтехнологических фишек, общественно-политических маркеров, социально-экономических подтекстов и культурно-идеологических «знамений», не может оставить равнодушным никого, предложив увлекательный предмет для наблюдения на любой вкус и дискурс.

Одним из знаковых феноменов этих выборов в США является пробуждение «призрака коммунизма», который восстал в самом «логове капиталистической системы», вдохновил одну часть общества и жутко напугал другую.

Предпосылки «красного рассвета»

Первыми, кто почуял «жуткий подвох», естественно, стали сотрудники американского фонда «Мемориал жертв коммунизма» (VCMF). В 2019 г. фонд опубликовал результаты опроса, которые многих в США повергли в ступор.

Первый вопрос, результаты ответов на который стали холодным душем, был о готовности поколения «миллениалов» (родившихся в период 1981—1996 гг.) голосовать за социалистические силы в США. 20% респондентов указали, что точно готовы голосовать за социалистов, а еще 50% назвали такое голосование для себя «вполне вероятным».

Но настоящим ужасом стали ответы на второй вопрос. Как оказалось, впервые за долгие годы только 57% американцев в возрасте до 40 лет признали Декларацию независимости США лучше гарантирующей равенство, права и свободы, чем... Манифест коммунистической партии.

Исполнительный директор фонда «Мемориал жертв коммунизма» Мэрион Смит пояснила такие результаты «исторической амнезией» у молодого и среднего поколения американцев, которые симпатизируют марксистским идеям, поскольку «им не рассказывают о 100 миллионах жертв коммунистов в ХХ веке».

Вполне возможно, что несколько кровожадных историй могли бы произвести на кого-то неизгладимое впечатление, многим в Штатах кажется, что окружающая их реальность куда более опасная, кровожадная и несправедливая. Эти трансформационные процессы происходили задолго до публикации шокирующих социологических опросов в 2019 г. и акций протестов с погромами в 2020 г.

Во время последних событий данный факт стал явным уже абсолютно для всех, когда молодежь и граждане средних лет выходили на улицы с коммунистической символикой и лозунгами, цитировали Иосифа Сталина, Владимира Ленина и выражали симпатии Карлу Марксу. Невозможно упустить из вида 100-тысячную демонстрацию в Филадельфии летом текущего года под лозунгом «За социализм и свободу».

Базис для борьбы

Безусловно, многие участники таких акций и движений слабо разбираются в марксистской теории. Они могут с неподдельным восторгом вперемешку цитировать Сталина и Льва Троцкого, искренне не понимая принципиального различия их мировоззренческих концепций, водоразделом которых стал Рамон Меркадер с ледорубом наперевес.

Однако неподдельный интерес у них вызывает не академический диспут на тему сталинизма и троцкизма, а то, что они нашли нечто не имеющее материальной ценности, чем можно ударить по ненавистной им системе перманентной материальной дискриминации. И они прекрасно понимают, как она выглядит и в чем ее безграничная социально-экономическая кровожадность.

В конце сентября Федеральная резервная система опубликовала «Опрос потребительских финансов» — документ является главной и самой подробной статистической выкладкой о распределении благосостояния в США. Результаты сводки весьма красноречивы. А главное — это официоз.

Семьи, чьи активы превышают 1 млн. долл., составляют 3% населения страны, они контролируют 79,2% всего благосостояния. За 30 лет концентрация благосостояния в руках миллионеров и миллиардеров выросла на 20%.Средневзвешенное благосостояние белых американцев составляет 951,3 тыс. долл., испаноязычных — 192,2 тыс., чернокожих — 139,7 тыс. долл. Средний доход у белой семьи 122,8 тыс. долл., у черной семьи — 59,6 тыс. долл.

Несмотря на разительное визуальное различие доходов у разных расовых групп, в своем большинстве их равноправие выражается в общем социальном и экономическом статусе изгоев-лузеров. Просто они не вписываются в рамки «американской мечты» и, сидя на берегу болота, уже не верят в байку о том, что «прилив поднимает все лодки».

Возможно, именно поэтому их влечет к левым идеям, которые (в отличие от маркеров расовых предрассудков, принадлежности к разным религиозным конфессиям, половых и возрастных ограничений) создают общий идейный базис борьбы за действительно важные, объединяющие цели.

Часть американского общества, открыто заявившая о своих симпатиях левым взглядам, нашла свой идейно-классовый «ледоруб», хотя пока и не поняла, как с ним обращаться и против кого его стоит в действительности употребить.

Внесистемная волна

Первооткрывателем огромного электорального пласта левого крыла Демократической партии по праву можно назвать сенатора от штата Вермонт Берни Сандерса. Участвуя в праймериз Демократической партии в 2016 г., тогда 74-летний Берни продемонстрировал силу крайне левого крыла Демпартии и окончательно вытащил марксистскую риторику из американского публичного маргинеза.

Дважды избиравшийся 44-й президент-демократ Барак Обама до 2016 г. считался самым левым представителем в Демократической партии, представляя группу т.н. «прогрессистов». Сандерс, а теперь уже и другие видные политики-демократы показали, насколько круто влево может качаться маятник американского общества.

Для истеблишмента Демократической партии, условно представленного четой Билла и Хиллари Клинтонов, а также Джо Байденом, «левый поворот» в исполнении Сандерса принес больше проблем, чем потенциальной выгоды. Одной из причин поражения Клинтон в 2016 г. смело можно назвать игнорирование выборов (и даже голосование за противника) сторонниками Сандерса, для которых Хиллари, олицетворяющая образ ненавистного Уолл-стрит, была даже хуже эксцентричного республиканца Дональда Трампа.

За 10 дней до выборов фактор саботажа и «даже электорального коллаборационизма» сторонников Сандерса весьма точно предсказал Майкл Финч в статье для влиятельного издания The American Thinker. «Говоря о том, что система коррумпирована, Трамп получает поддержку миллионов людей, которые верили в то, что Берни был их спасителем», — писал Финчер и не ошибся.

И хотя ситуация выборов 2020 г. разительно отличается от 2016 г., нельзя отрицать влияние на результаты «левого спроса», который во многом не увидел на этих выборах подходящего «политического предложения».

Действующий глава Белого дома Дональд Трамп попытался использовать разразившуюся в лагере демократов «эпидемию марксизма» в свою пользу, объявив «войну коммунизму». Словно примеряя ковбойские сапоги своего кумира — 40-го президента США Рональда Рейгана, Трамп выступил в роли защитника американских ценностей и образа жизни от «красной угрозы».

Консервативная «клюква»

Восставший во плоти «призрак коммунизма» оживил и дух «пропагандистского Франкенштейна», который до развала СССР (да и после) неустанно создавал культурное оружие против «красной заразы». Голливуд создал целое направление «клюквенного» кинематографа, художественно изобличающего «Империю зла».

Бесчисленное количество картин живописали образ «кровожадного русского». Это получеловек, вечно пьющий водку, с тягой к бессмысленному и тотальному уничтожению, патологическим пристрастием к «старому доброму ультранасилию» и вечным желанием напасть на США и непременно изнасиловать всех американок.

Возвращение в общественно-политический дискурс «призрака коммунизма» дало своеобразный толчок «клюквенному ренессансу». Прекрасный образчик такого творчества, на который автору случайно удалось наткнуться, заслуживает внимания как достойный образец, отражающий дух исторического момента.

Это вышедшая летом текущего года книга профессора политологии, исполнительного директора Центра видения и ценностей, аналитического центра частного христианского колледжа Гров Сити в штате Пенсильвания Пола Кенгора. После вступления США во Вторую мировую войну учебное заведение стало одной из шести школ, которую военно-морские силы США выбрали для участия в передовой программе обучения электронике (ETP).

Кенгор также является приглашенным научным сотрудником очень знакового Гуверовского института войны, революции и мира при Стэнфордском университете. Кроме того, профессор политологии работал в таких консервативных think tanks, как Центр стратегических и международных исследований, Фонд «Наследие» и Институт государственной политики Аллегейни.

Книга Кенгора, к слову, ярого католика, консерватора и большого фаната Рейгана, называется «Дьявол и Карл Маркс: Долгий марш смерти, обмана и инфильтрации коммунизма». Удивительнее названия книги только ее содержание, с которым можно ознакомиться в сокращенной версии-рецензии на сайте международного католического журнала The Catholic World Report. Издание было основано в 1991 г. священником-иезуитом Джозефом Фессио.

Любопытно, что научным наставником Фессио был Йозеф Ратцингер — папа Бенедикт XVI. Тот самый понтифик, который первым со времен отречения Григория XII в 1415 г. добровольно отказался от папства. Ну и, конечно, Ратцингер известен тем, что он был членом гитлерюгенда и послужил в Австрийском легионе главы СС Генриха Гиммлера. Удивительно быстро связи автора книги о Марксе-дьяволе привели к нацистам.

Его друг Гитлер

Итак, центральный месседж книги Кенгора — все свои работы Маркс написал в «соавторстве» с... Князем Тьмы. Именно дьявол был литературным редактором и музой немецкого философа. Приведем несколько весьма показательных фрагментов из рецензии на книгу.

Пол Кенгор. "Дьявол и Карл Маркс"

«В предисловии Кенгор подсчитывает, что число погибших марксистов в двадцатом веке приближается к 100 миллионам, и спрашивает: «Какая извращенная идея могла вызвать такую агонию?» Делая вывод, что обычных, рациональных объяснений просто недостаточно, Кенгор обращается к «царству духа, духовному объяснению», чтобы лучше понять дьявольскую идеологию марксизма. Кенгор представляет доказательства «мрачного, тревожного, воинствующего атеизма и сильных антирелигиозных элементов Маркса и других основателей и практиков коммунизма». Он также демонстрирует, что «коммунистическая идеология обладает причудливым соблазнительным качеством для своих идеологических культистов», — пишет автор рецензии в The Catholic World Report.

Следуя за мыслью Кенгора, обозреватель быстро связывает «дьявольскую притягательность марксизма» с уже начавшимися акциями и погромами в рамках акций Black Lives Matter в Портленде и Миннеаполисе (рецензия опубликована в августе). К последнему движению более чем достаточно вопросов, однако, скорее всего, Князь Тьмы был там не при делах.

Далее автор рецензии подчеркивает, насколько тонко Кенгор понимал величину фигуры Рейгана, которого якобы больше всего презирали все марксисты.

«Это презрение было основано на страхе, поскольку Кенгор указывает, что Рейган понимал марксизм как своего рода культ, называя его «их религией». Рейган считал, что марксисты «поклоняются Рождеству согласно Марксу и Ленину», системе, в которой «Карла Маркса провозглашают мессией», и он также считал, что единственное противоядие от такой нечестивой религии — помощь Бога», — увлекательно и безумно закручивается дальше повествование о такой же книге.

Ближе к финалу текста рецензент и Пол Кенгор заочно приходят к выводу, что Адольф Гитлер во многом был единомышленником Маркса. Впрочем, как показала практика, некоторые бенефициары данной площадки, хотя и чисто символически, но куда ближе к нацистам.

«Перестроечное» состояние американского общества

Данное произведение республиканца-католика читается с большим трудом, даже в кратком изложении. Но это является «маркером» части американского общества, которую до смерти пугает «призрак коммунизма».

С одной стороны, все наблюдали зачастую бессмысленные и беспощадные акции Black Lives Matter, куда в процессе разрастания движения затесались самые причудливые группы и движения. Например, движение черных арийцев мусульман, которые считают белого человека «искусственно выведенным видом», а арабов — «побочным эффектом» процесса выведения белой «породы людей».

Все эти тихие ужасы подкорки американского общества отражают его крайне нестабильное, испуганное и одновременно болезненно-агрессивное состояние. Судя по всему, американцы быстро и уверенно движутся к собственной «перестройке, гласности и ускорению».

Роман ГУБРИЕНКО