Новости

Проблема отсутствия волевой субстанции

Ввиду нарастающего разочарования нынешним руководством Украины, в частности в отношении его гуманитарной политики, бытует мнение, что власть пресмыкается перед т. н. порохоботами. Считается, что значительная часть команды и ставленников президента Зеленского – это в той или иной мере лица, настроенные продолжать политику прежней власти.

Такое представление не совсем верно и справедливо, а, следовательно, мешает осмыслению и пониманию проблем государственного управления.

Политический жаргонизм «порохобот» введен в оборот применительно к сторонникам Петра Порошенко его противниками во время его президентства и стал нарицательным. Понятие необоснованно расширилось, распространяясь на представителей «партии войны», ура-патриотов и сочувствующих им сограждан. Насущный интерес представителей этого лагеря в том, чтобы сохранить идейную конъюнктуру, не допустить, как они говорят, реванша, т. е. пересмотра мифологии майдана и последующих событий и их объективной юридической оценки, при которой они предстали бы в ином – гораздо менее благородном – свете или отправились бы в места не столь отдаленные.

Стоит, однако, заметить, что, олицетворяя с Порошенко весомое, хоть и внутренне противоречивое движение, представляющее собой гремучую смесь антироссийскости, прозападности и украинского национализма, названному деятелю оказывают слишком много чести.

Порошенко – негодный лидер, типичный приспособленец, шкурник и ренегат, проявивший свои незаурядные способности вовсе не в государственном строительстве. Большое число тех, кто причисляется к «порохоботам», вовсе не являются его сторонниками, тяготея к его кошельку и соответствующим возможностям. Это аналог окружения пана атамана из «Свадьбы в Малиновке», готового разбежаться кто куда при истощении золотого запаса.

Тем досадней должно представляться продолжение политики, которая проводилась при нем. Однако не он эту политику придумал – она существовала и до него. Оторвать Украину от России, использовать ее для сдерживания РФ в мировой конкурентной борьбе – идея не Порошенко и его челяди. Он только пристроился к соответствующему течению, уловив, как пронырливый делец, конъюнктуру.

Те, кто объясняет продолжение деструктивной государственной политики диктатом реакционного меньшинства, очевидно, не имеют представления о том, как работает государственный механизм, как натужно и инерционно вращаются его шестерни, особенно при разрозненности, десакрализации власти и фактически колониальном положении Украины, о котором сегодня уже говорят открыто и аргументированно.

Ситуация в этой среде заслуживает отдельного изучения, чем, возьмемся предположить, никто всерьез не занимается.

Сотни тысяч госслужащих и сотрудников правоохранительных органов в подавляющем большинстве, конечно, не являются «порохоботами» и вообще приверженцами каких-либо политических теорий, как это им и предписывается законом. В своей массе это, как правило, безыдейные люди, озабоченные карьерой, размерами жалования, социальными льготами и благополучием своих семейств.

В своей служебной деятельности они руководствуются текущей конъюнктурой и установками сверху. А ввиду отсутствия таких установок или их недостаточной проникновенности (как это сложилось в настоящий момент) они действуют (бездействуют) с учетом имеющихся шаблонов и ранее сформированных подходов – что называется, по накатанной. Несколько утрируя, можно сказать: им все равно, чем заниматься. Как говорится, что наступать, что отступать – одинаково нужно бежать. Хотя предпочтительней, конечно, никуда не торопиться.

Министр иностранных дел гипотетически мог бы демонстрировать суверенную позицию государства в международных делах, настаивать на субъектности Украины, в т. ч. в отношениях с западными странами и Евросоюзом, но это полуфантастика. Поэтому он занимается реальными делами: участвует в угоду «западным партнерам» в девальвировании значения 9 Мая, присоединении Украины к санкциям против дружественного соседа (Беларуси) и совершает другие контрпродуктивные действия.

Руководители правоохранительных структур, отвлеченно рассуждая, могли бы перестать бороться с ветряными мельницами и вымышленными опасностями (такими, в частности, как празднование 9 Мая). Но тогда пришлось бы сосредоточиться на реальных угрозах, что чревато серьезными неудобствами.

Проблема не в «порохоботстве», а в гигантской инерционности и косности системы, в отсутствии волевой субстанции и самоотверженности в руководстве государством. Но главное – в том, что повестка дня задается извне и явно не во благо Украины.

Решение насущных задач выживания страны требует «намагничивания» государственного аппарата, привыкшего к паразитированию и имитации. Необходимо принудить его выйти за рамки частных и корпоративных интересов и вывести государство на путь суверенности.

Вопрос только, как это возможно, когда рычаги влияния рассредоточены между различными центрами, в первую очередь внешними. И как в такой ситуации может возникнуть, сформироваться и утвердиться сила, способная на кардинальный перелом. Это ключевой момент, как для Архимеда – вопрос о точке опоры.

Петр ПЕТРОВ