Новости

Процесс развала экономики Турции уже запущен

Сегодня наиболее удобный момент для лоббирования применения международных санкций в отношении Турции. В отличие от России и Ирана, привыкших жить в условиях санкций и выделяющихся высоким уровнем импортозамещения, Турция экономически завязана на Европу, страны которой (в особенности Германия) являются основными партнерами Анкары как по внешней торговле, так и прямым иностранным инвестициям. С другой стороны, к антитурецким санкциям не преминут присоединиться также некоторые арабские страны: эмбарго на ввоз турецких товаров со стороны Эр-Рияда - свидетельство наличия подобного потенциала у стран, признающих саудовцев в качестве региональных лидеров.

При этом уже сегодня инвесторов волнует политика турецкого ЦБ и заметен некоторый отток иностранного капитала. Начиная с 2016 г., наблюдается ежегодный спад прямых иностранных инвестиций в Турцию на 30-35%. При этом доля Турции, получаемая от прямых иностранных инвестиций, сократилась с 2,3% до 1,4%. Все это неизбежно ведет к росту безработицы, а значит - к росту социальной напряженности, политическая капитализация которой не заставит себя долго ждать. Отметим лишь, что сегодня уровень безработицы в Турции составляет 15%, что намного выше уровня кризисных 1991-2001 гг. (8%). Словом, процесс развала экономики Турции уже запущен, важно сейчас придать ему дополнительные импульсы.

Применение международных экономических санкций очень быстро парализует Турцию, сократив ее геополитические амбиции и заставив сконцентрироваться на внутренних проблемах. В подобных условиях отвлекающие маневры типа изменение статуса собора св. Софии или громкие заявления об обнаруженных на черноморском шельфе запасов газа не смогут обеспечить для султана нужный эффект.

Вместе с тем в Турции растут оппозиционные настроения: поражение партии «Справедливости и развития» в крупнейших городах на выборах 2019 г. - тому доказательство. И этот увеличивающийся изо дня в день оппозиционный сегмент сыграет важную роль при свержении султана и переформатировании турецкой внешней стратегии.

Ваге Давтян