Новости

Пророк Непокорённого Донбасса

«…Под видом светлых будущих времён единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят»

24 августа 2022 года в Москве в Центральном офицерском клубе Воздушно-космических сил РФ прошёл вечер памяти «Пророк Непокорённого Донбасса – схиархимандрит Зосима (Сокур)», посвящённый 20-летию кончины схиархимандрита Зосимы (1944-2002, Ивана Александровича Сокура), одного из выдающихся пастырей Русской православной церкви конца XX – начала XXI века, духовника Донецкой епархии.

Организаторами вечера памяти стали «Русско-Сербский Центр поддержки традиционной культуры», Международная школа искусств «От Чистого Истока», Издательский дом Академии имени Н.Е. Жуковского, «Друштво умјетника и пријатеља умјетности» (Республика Сербская).

В 1975 году студент четвёртого курса Ленинградской духовной академии Иван Сокур бы пострижен в монашество в честь Савватия Соловецкого. В 1990 году игумен Савватий был возведён в сан архимандрита, а в 1992 году пострижен в схиму с именем Зосима.

Он пользовался в Донбассе непререкаемым авторитетом. И не только в Донбассе. Верующие знали и почитали подвижника далеко за пределами шахтёрского края – от Москвы до Афона, от Иерусалима до Киева. К нему обращались как при жизни, так и после кончины тысячи людей. Он называл себя «простым сельским священником», был пламенным молитвенником и проповедником, стяжал дары прозорливости, знания сердец человеческих, духовного рассуждения, исцеления душ и телес.

Он обладал очень редким, особым Божиим даром молитвы. Перед его молитвой отступали смертельные и неизлечимые болезни. А для себя у Бога ничего не просил – ни здоровья, ни достатка. Ходил в заношенной, порыжелой от времени рясе. Непрекращающаяся молитва… Строжайший пост… Спал по два-четыре часа в сутки, а иногда и совсем не ложился.

Отец Зосима любил людей, и множество людей, как мирян, так и священников, приезжали в его обитель за духовным советом и наставлением, за утешением и помощью. Для каждого он находил нужные слова. После встречи с ним у людей менялись характер, отношение к жизни. Проповеди старца трогали самые ожесточенные сердца. Одним своим благословением он менял судьбы. Будучи тяжело больным, в день принимал по двадцать-тридцать человек.

…Старец очень почитал Божию Матерь. Успение было его любимейшим праздником. В честь Её пречестного Успения он назвал основанные им обители – Свято-Успенский-Николо-Васильевский мужской и Свято-Успенский-Николо-Васильевский женский монастыри в селе Никольское Волновахского района Донецкой народной республики (ДНР).

На всём протяжении своего служения схиархимандрит Зосима призывал строго держаться Русской православной церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Выступая против автокефалии УПЦ и обращая праведный гнев на раскольников-автокефалистов, старец вынес на своих плечах борьбу за единство Русской православной церкви в 1990-е годы.

Из вступительного слова на вечере игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля московского храма святителя Николы на Берсеневке, члена Союза писателей России:

«Не знаю, какими критериями руководствовались организаторы вечера, предложив мне возжечь свечу в память об этом подвижнике благочестия и открыть настоящий вечер – наверное, тем, что мы земляки – я уроженец Луганской области, а он прожил всю жизнь в Донецкой.

В начале 1990-х годов ко мне, тогда председателю Союза Православных братств, настойчиво рвались болезненного вида священник с сопровождающими. Выяснилось, что они прибыли с Донбасса. А священник, игумен Савватий (впоследствии в схиме Зосима), был уже довольно известен.

Взволнованные ходоки рассказали о последних тревожных событиях на Украине, в частности о собрании благочинных, которое провёл Киевский митрополит Филарет (Денисенко) с той целью, чтобы склонить их к автокефалии. Восемь из двенадцати донецких благочинных выразили согласие с автокефалией.

Батюшка занял твёрдую отрицательную позицию. Именно тогда он спросил митрополита: а народ спросили: хочет ли он автокефалии? – А что народ? Народ – цэ быдло! – отреагировал Филарет.

Батюшка в ответ: если для Вас народ «цэ быдло», тогда для меня Вы не владыка!

Батюшка со своими духовными чадами стал эпицентром противодействия автокефалии<…>».

* * *

Ещё в 1920-е годы в селе Никольское Волновахского района зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители.

И предание сбылось. Трудами игумена Савватия, который был назначен настоятелем в Свято-Васильевский приход в селе Никольское в 1986 году, полуразрушенный каменный храм без иконостаса постройки 1912 года, освященный в честь Святителя Василия Великого, был отреставрирован. В 1988 году построена крестильня с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1997 году был взят в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму, где была устроена богадельня по уходу за немощными и престарелыми. В 1998 году был построен братский корпус, в 1999 году – сестринский.

В 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Уже после кончины старца в центре обители по его благословению завершилось строительство огромного белого собора Успения Богородицы. Летом 2009 года Свято-Успенский собор освятил Святейший патриарх Кирилл.

* * *

Последние годы жизни старец Зосима, как вспоминают его духовные чада, держался только с Божией помощью. Он передвигался в инвалидной коляске. У старца полностью отказали простуженные почки. Его всё чаще увозили в больницу – всё время нужно было делать диализ.

Однако старец не производил впечатления больного и немощного. Как только ему становилась легче, он спешил в храм на богослужение.

Предчувствуя скорую кончину, старец написал духовное завещание:

«<…> В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским.

Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно.

Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.

Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего (прошлого. – Н.Г.) столетия, находясь под видом светлых будущих времён единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность<…>».

* * *

Из книги Владимира Карагодина «Любовь превыше всего. Светлой памяти схиархимандрита Зосимы» (Издательство: Риза, 2018):

«23 августа, на день своего Ангела, Зосимы и Савватия Соловецких, митрополиту Илариону он прямо сказал, что умрёт на погребение Божией Матери:

 – Приезжайте, владыко, к нам на чин погребения Божией Матери.

 – Да нет, Батюшка, у вас служба ночью будет, а мне утром служить.

 – Да вам и так, владыко, будет не до сна, приезжайте – будете меня вместе с Божией Матерью погребать...

"Я не знал, как эти слова понимать,  вспоминает владыка Иларион. - У меня были совершенно иные планы..."».

…Господь заблаговременно открыл своему избраннику дату кончины. Отец Зосима говорил братии:

«Когда я умру, вы будете знать: часы на моём молитвенном столике в алтаре остановятся».

Так и произошло.

29 августа 2002 года, на второй день Успения Пресвятой Богородицы, в день Её Погребения, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце схиархимандрита Зосимы – в это же время остановились и часы на молитвенном столике в алтаре.

Старцу было 57 лет. Так закончилось время земной молитвы схиархимандрита Зосимы, и начался отсчёт его молитвенного предстательства в блаженной вечности. В его отпевании участвовали двадцать архиереев и около пятисот священников…

(Окончание следует)

НИКОЛАЙ ГОЛОВКИН