Новости

Протест и технологии: обучение на ходу

Социальные сети — неизменный спутник социальных потрясений последнего десятилетия.

Волнения в арабских странах в 2011 г. сопровождались активным использованием социальной сети Twitter. Во время евромайдана резко возросла роль Facebook, который прочно утвердил за собой звание главной политической соцсети Украины — еще до запрета «Вконтакте» и «Одноклассников».

А протесты в Беларуси в этом году не обошлись без значительной роли Telegram-каналов. К тому же отличия платформы Telegram от более «старых» социальных сетей — бо'льшая анонимность, нецензурируемость и чисто техническая доступность — проявились в полной мере.

В ночь после президентских выборов белорусские власти решили ограничить доступ к интернету. Проблемы с выходом в глобальную сеть отмечались еще в течение несколько дней — причем есть сообщения как о полном отсутствии доступа к сети, так и о «просто» очень низкой скорости соединения, делавшей практически невозможным доступ к интернет-сайтам. А вот для доступа в Telegram ее хватало — и это определило ведущую роль данной платформы в координации протестов.

Ведущими Telegram-каналами белорусской оппозиции стали NEXTA и NEXTA Live (читается не «некста», а «нехта» — «кто-то» по-белорусски). За первые несколько дней у них произошел взрывной рост числа подписчиков. Сейчас у канала NEXTA Live свыше 2,1 млн. подписчиков, а у канала NEXTA — свыше 700 тыс.

Первичную базу сторонников/подписчиков каналы стали получать еще в прошлом году благодаря публикациям различной закрытой информации, предположительно получаемой от сотрудников органов внутренних дел.

Руководители проекта известны — это Степан Светлов (Путило) и Роман Протасевич. Оба — молодые белорусы, ныне проживающие в Польше.

Источники финансирования канала неизвестны. Сами руководители проекта утверждают, что это доход от рекламы, однако рекламных постов на канале не заметно. Опять же, по словам руководителей проекта, рекламные посты-де со временем удаляют. Ясно, что обвинения в прямом зарубежном финансировании NEXTA со стороны властей Беларуси получают таким образом дополнительную основу.

Однако главной причиной, по которой эти два канала смогли так резко увеличить свою аудиторию, является именно их информационная уникальность в те дни. Уникальность по содержанию — за счет активного пополнения новостями, что обеспечивало как большое количество информации, так и вовлечение новых пользователей. Уникальность по доступу — за счет размещения на платформе Telegram. И уникальность в освещении событий как таковая — из-за особенностей информационной политики власти.

А политика властей Беларуси в подходах к протестам находилась сперва в русле традиционного для постсоветского пространства подхода: протесты рассматриваются как проявление злой воли оппонентов власти, составляющих явное меньшинство, — т. о. какой-то специальной реакции, за исключением работы правоохранительных органов в особом режиме, ситуация не требует. С информационной точки зрения в таком подходе достаточно сообщений официальных информационных агентств.

Однако в этот раз протесты по своему размаху явно требовали менее шаблонного информационного подхода. Тем более что множество случаев немотивированной агрессии правоохранителей против участников протестов и просто случайных прохожих грозили резко качнуть чашу весов в пользу оппонентов Александра Лукашенко. Продолжение той же политики грозило резким падением лояльности белорусов; осуждение действий правоохранителей угрожало лояльности с их стороны — что достаточно опасно при переходе конфликта в силовую фазу. И без комбинации аппаратных, управленческих и информационных решений не обойтись.

Но всю первую неделю государственное информационное агентство БЕЛТА явно проигрывало оппозиционным информресурсам как качественно, так и количественно. Понятно, что оно не могло сравниться в количестве подаваемых информационных материалов с Telegram-каналами, которые регулярно пополнялись фото- и видеоматериалами их подписчиков. К тому же они не лимитированы по формату подачи материалов. Однако следование политике «ничего страшного, в общем, не происходит» приводило к неадекватно малому количеству материалов о происходящем в стране. Между тем в этих условиях информационный поток должен быть насыщен максимально — ведь спрос на регулярное поступление информационных поводов повышен.

Дошло даже до того, что первый крупный митинг сторонников Александра Лукашенко в Минске государственные информационные ресурсы не освещали — за них это сделали информресурсы оппозиционные. Разумеется, это было подано как свидетельство слабости режима, который опасается, что митинг может пойти не по сценарию.

В целом тотальное доминирование оппозиции в информационном пространстве (когда власть не уделяет внимания работе в этой сфере) знакомо по многим схожим историям на постсоветском пространстве. Однако, помимо успешных информационных действий оппозиции, история с протестами в Беларуси показала, что власть вполне способна подхватить те же инструменты — и если не побороться за доминирование, то хотя бы обеспечить свое представительство на различных площадках.

Если говорить о работе Telegram, то были заблаговременно зарегистрированы провластные анонимные каналы.

«Пул первого», например, был открыт 7 ноября прошлого года, а «Желтые СЛИВЫ» — 29 мая текущего года. Есть ряд других каналов, также активно участвующих в информационном противостоянии, но эти два — наиболее популярны. Впрочем, им обоим до NEXTA далеко: у них 72 тыс. и 48 тыс. подписчиков соответственно.

Однако что оппозиционные, что провластные каналы используют один и тот же инструментарий. Провластные каналы так же активно использовали фото и видео своих подписчиков с митингов в поддержку мира и стабильности в Беларуси, а главное — обеспечили высокую скорость поступления новых информационных материалов, позволяя создавать «свою» информационную повестку и удерживать пользователей от перехода на другие информационные ресурсы. Ведь именно отсутствие достаточного количества информации (а вовсе не желание иметь всестороннюю объективную картину происходящего) зачастую и побуждает интернет-пользователей искать дополнительные источники.

Во многом действия провластных и оппозиционных Telegram-каналов выглядят зеркальным отображением друг друга. Оппозиционные каналы выкладывают личные данные сотрудников органов внутренних дел — провластные каналы выкладывают компромат на лидеров и активных участников протестов. Оппозиционные каналы активно распространяли видео с нападениями милиции на протестующих — провластные каналы распространяют материалы с нападениями протестующих на милицию.

Более того, оказалось, что и на новых информационных платформах можно проводить традиционные информационные спецоперации. Прилет Александра Лукашенко в бронежилете и с автоматом на вертолете стал главной информационной картинкой прошедших выходных, практически вытеснившей в массовом сознании митинги оппозиции. Однако начиналось все с прилета вертолета в центр Минска. И когда оппозиционные каналы успели разнести слух, что вертолет прилетел с целью эвакуации Александра Лукашенко — провластные каналы выпустили то самое (уже знаменитое) видео с президентом, тактически демотивировав оппонентов к активным действиям.

Авто- и мотопробеги, «цепи единения» и прочие «офлайн»-инструменты также в равной степени стали применяться и властью, и оппозицией.

Лозунг «Я/Мы (кто-то)», ранее активно использовавшийся российскими либеральными медиа, превратился в лозунг «Я/Мы Батька». В чем-то власть выглядит даже поэффективней. Например, удалось найти единую музыкальную тему для своих митингов, которой стала песня (далеко не новая причем) «Саня останется с нами».

Оппозиция по-прежнему сохраняет преимущество в информационном пространстве. Однако сторонникам Лукашенко удалось как минимум создать рабочую альтернативу — что предотвращает переход количественного информационного доминирования в качественное и реально-политическое.

Кирилл РЫЖАНОВ

Комментарии

Киря, так таки да там все начинается с подачи в сми потом соцсетях а потом пошло поехало. и если б в результате этих муданов чтото бы новое хорошее сделали...а так только грабят

спецносс развития роисси

Страницы