Новости

Quo vadis, человек?

«Если вы верите, что конец — это тепловая гибель Вселенной, то все задачи сводятся только к переезду» ___ Илон Маск.

Вполне возможно, что наша цивилизация не уничтожит себя на пути технического прогресса или собственной ядерной дубинкой. Но, в этом случае, человеку придется измениться. Красота человеческого тела, которая воспевалась в каждой эпохе: от Виллендорфской Венеры до стремительно меняющихся «идеалов» наших дней, однажды станет серьезным препятствием на пути выживания человечества, как вида.

 

Дрейф континентов, изменения климата, супервулканы и супербактерии, глобальные землетрясения, падение крупных астероидов и изменение активности Солнца могут однажды превратить колыбель цивилизации в могилу. Глобальные катастрофы происходили в прошлом. Они повторятся и в будущем – это всего лишь вопрос времени.

Великое переселение: неизбежность или необходимость?

Единственное спасение человечества, это план «В» - колонизация планет Солнечной системы и их спутников. А когда, спустя несколько миллиардов лет, закончит свой жизненный путь и наше светило – превратившись в белый карлик, но предварительно «сожрав» все внутренние планеты, человеку придется скитаться уже в межзвездном пространстве.

«Сейчас очень интересно жить, потому что в следующие несколько десятилетий мы либо устремимся прямо к самоуничтожению, либо будем двигаться к колонизации вселенной потомками человечества» - говорит Сэм Альтман, 31-летний президент компании Y Combinator, главного инкубатора стартапов Кремниевой долины

Но, вся беда в том, что наши тела, являющиеся продуктом миллионов лет эволюции и приспособленные исключительно к земным условиям, абсолютно не пригодны к великому переселению и длительному пребыванию в космосе. Даже внутри оболочки космического корабля. Жесткое излучение, практически абсолютный вакуум, низкие температуры, метеоритная опасность и невесомость отнюдь не способствуют поддержанию жизненных функций.

Планируемый в наши дни пилотируемый полет на Марс является проблемным не из соображений инженерной сложности. В конце концов, кооперация многих технологично развитых стран может уже сегодня разрешить практически все технические аспекты будущей экспедиции. Главная проблема – это сохранение хрупких человеческих тел: защита от космической радиации – особенно во время солнечных вспышек, преодоление последствий длительного воздействия невесомости и социальной изоляции в отсеках корабля. Кроме этого, основным грузом экспедиции будут отнюдь не научные приборы. Запасы кислорода, воды и продуктов питания – тонны «балласта» вынуждены будут загрузить на борт будущие исследователи.

 

А ведь речь идет об экспедиции к соседней планете, продолжительностью всего год – полтора - два. Что уже говорить о постоянных поселениях на Марсе, или полетах в систему Юпитера, к спутникам Сатурна? Например, космическому аппарату NASA «Новые горизонты» потребовалось почти десять лет, чтобы достичь цели своей миссии - орбиты Плутона.

Даже если люди сумеют придумать принципиально новые двигатели и сумеют укротить околосветовые скорости, продолжительность полета к ближайшим экзопланетам все равно растянется на десятки и сотни лет. И это еще без учета длительных периодов разгона и торможения, что будут также измеряться годами.

Заманчиво, например, в случае гибели нашего Солнца, переселиться в недавно открытую NASA солнечную систему звезды TRAPPIST-1, в обитаемой зоне которой находится три планеты. Ведь одним из отличий найденной системы от Солнечной является то, что благодаря малой массе звезда TRAPPIST-1 эволюционирует чрезвычайно медленно. «Она сжигает водород так медленно, что проживет еще 10 млрд лет. Этого вполне хватит, чтобы на планетах зародилась жизнь», — заметил Игнас Шнеллен, соавтор открытия из лейденского университета.

Но расстояние в 40 световых лет является очень серьезной проблемой. С учетом допустимых для человеческого организма перегрузок при разгоне и торможении, время полета на максимальной скорости в половину световой, растянется на десятки лет. Даже для такого полета потребуется огромное количество энергии и несколько поколений космонавтов. Количество «балласта», которое придется взять с собой экипажу, просто поражает воображение. Но, ведь, целью миссии будет не простое восхождение к очередной вершине тщеславия. Необходимо будет обживаться на новом месте, строить колонию и трансформировать под себя новый мир. Который, к тому же, уже может быть занят. И тамошние жители вовсе не обрадуются перспективе потесниться на родной планете.

Хочешь что-то изменить, меняйся сам

Только изменившись и усовершенствовав себя, человек сможет выжить в дальнем космосе.

Сегодня трудно предположить, каков будет идеал человеческой красоты через сотни миллионов лет. А через миллиард?

Возможно, это будет более развитый мозг, окруженный шарообразной оболочкой брони и вспомогательных механизмов для передвижения и воздействия на окружающий мир. Возможно, будущие конкистадоры человечества будут по-прежнему похожи на людей, тела которых от рождения будут заключены в некие биомеханические оболочки – скафандры, растущие и совершенствующиеся вместе с их обладателями, внутри которых миллионы нано-роботов поддерживают и ремонтируют все еще хрупкую биологию.

 

Рэй Курцвейл – автор книги «Сингулярность уже близка», где он излагает утопическое видение о будущем искусственного интеллекта, предсказывает, что к 2030 году «…мы станем киборгами с нано-ботами размером с клетки крови, связывающими нас с вычислительными возможностями облачных технологий, дающими доступ к виртуальной реальности и расширенной реальности в нашей собственной нервной системе…».

А, возможно, как от биологического вида, от нас останутся лишь малопонятные обрывки информации, которые будут транслировать друг другу члены могучего коллективного разума – сложные машины, предки которых сумели разгадать и перевести процессы, которые мы называем мышлением, на язык программных алгоритмов. Этакий гигантский рой дронов, обладающий коллективным разумом и бесконечно перемещающийся в пространстве в поисках новых ресурсов.

 

Все это кажется невероятным. Но, стоит лишь оглянуться назад и оценить тот путь, что мы прошли от простейших одноклеточных организмов до существ, способных осознать самих себя и свое место в окружающем мире, как самые смелые и фантастические прогнозы меркнут перед возможным результатом целенаправленной, искусственной эволюции человека.

Уже сегодня вполне серьезно обсуждается технология применения так называемого нейронного кружева, то есть сетчатого материала, который вводится инъекционным путем и способен буквально подключиться к нашему мозгу, чтобы осуществлять непосредственное общение с компьютерными сетями.

«Я думаю, до появления полноценного интерфейса гибридного мозга осталось подождать, по самым грубым расчетам, около четырех-пяти лет…»- с присущей ему долей оптимизма прогнозирует Илон Маск, создавший ракетный завод SpaceX и мечтающий умереть на Марсе.

Концепция симбиоза человека и машины издавна присутствует в воображении людей. От бронзового витязя Талоса, созданного Зевсом для охраны острова Крит до киборгов из вселенной Звездных Войн. Все это – творческая материализация желания улучшить и усовершенствовать хрупкого человека.

Сегодняшние достижения биомедицинской инженерии: программа и оборудование, позволяющие Стивену Хокингу читать лекции и писать книги, умные протезы конечностей, искусственное сердце, импланты, возвращающие зрение и слух, или передающие данные о жизненных функциях - это всего лишь первые, робкие шаги на пути к киборгу далекого будущего. Это как робкие движения первого рыбака на примитивном плоту, неуверенно отталкивавшегося шестом от дна реки, приведшие, в конце концов, к ракетным двигателям и атомным силовым установкам.

О достижениях в области разработки искусственного интеллекта и говорить не приходится. Программа AlphaGo, сыгравшая 60 партий онлайн против лучших игроков в го в Китае, Японии и Корее и, завершившая их с рекордным результатом 60 — 0; умеющий блефовать Libratus, созданный двумя учеными из Carnegie Mellon, всухую обыгравший лучших игроков в покер, говорят сами за себя.

Возможно, Микеланджело будущего, закрепившись манипуляторами – присосками на корпусе несущегося с околосветовой скоростью корабля, обдуваемый межзвездной пылью и вдохновленный близким взрывом сверхновой, будет ваять свою „Мадонну Брюгге” в образе машины, пишущей усовершенствованную программу для своего младенца. А его друг Моцарт, слушая звенящие песни радиационных поясов, будет бурчать в адрес старого куска пластика Сальери, электронная опера которого победила в состязании.

 

А, вполне вероятно, что от самого понятия «красота» не останется и следа в холодных от своей идеальности и абсолютной функциональности алгоритмах.

Сегодня возможны самые смелые и невероятные прогнозы. В любом случае, мы - сегодняшние, не вершина эволюции. Но, ясно одно – не изменив себя и не простившись со своей колыбелью, мы обречены на гибель

Алексей Куракин

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.
Тэги: