Новости

Ради показателей и денег. Где и почему полицейские избивают украинцев

Экспертный центр по правам человека опубликовал исследование о деятельности полиции. Из него следуют неутешительные выводы: копы снова издеваются над подозреваемыми, выбивая признательные показания. Одна из основных причин — показатели, которые нужны руководству. Впрочем, в полиции уверяют: никаких показателей нет, а случаи избиения — это, скорее, исключение, чем правило. Кто прав, разбирались «Вести».

Что выяснили

Исследование правозащитников проходило в рамках совместного проекта ЕС и Совета Европы «Усиление имплементации европейских стандартов прав человека в Украине». Эксперты проанализировали работу ведомства за последние три года. И вот результаты: только за последние два года случаев избиения стало больше вдвое. Например, еще в 2015 году с травмами «от правоохранителей» к медикам за помощью обратились 1217 человек, в 2016-м количество обращений возросло на треть, а в 2017-м таких инцидентов было уже почти 2,4 тыс.

Бытует мнение, что правоохранителям приходится применять насилие только при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, когда другими, более гуманными методами сделать это невозможно. Но исследование показало, что большинство пострадавших от жестокого обращения подозревались в совершении совсем уж не тяжких преступлений. Например, краж — таких 33%.  А 34% и вовсе подозревались в административных правонарушениях. В лидерах по насилию за минувший год Харьковская, Днепропетровская и Львовская области. Меньше всего людей бьют одесские и закарпатские копы. А вот в Ивано-Франковске, согласно исследованию, уникальная ситуация — там вообще никого не били.

Еще одной новостью стало то, что раньше били людей для получения признания. Теперь — для получения доказательств. Это связано с новыми законами. «После принятия новой редакции Уголовно-процессуального кодекса произошла определенная смена фокуса применения насилия — оно направлено на получение не столько признания подозреваемого, сколько информации о доказательствах его причастности к преступлению», — говорят в Экспертном центре по правам человека. Там сообщили «Вестям», что всю собранную информацию передали в полицию.

Нужны показатели

Еще в ноябре 2015-го (тогда была официально создана новая полиция) Арсен Аваков заявил: «Никаких больше палочек, галочек и плановых нормативов по количеству карманников и расхитителей». Но исследование показало: одной из основных причин насилия, которое применяют в полиции, называют искусственные показатели раскрываемости. «Значительное влияние оказывает так называемая палочковая система оценки эффективности деятельности правоохранителей. Работу оперативных и следственных подразделений полиции постоянно сравнивают с аналогичными периодами в прошлом году (квартале, месяце)», — говорится в отчете. А в качестве примера приводится цитата одного из опрошенных полицейских: «Почему не раскрываются другие преступления? Потому что сто дел в суд надо направить. А зачем мне заниматься каким-то резонансным и сложным делом, если я пойду в «Ашан», договорюсь с охраной, и они мне будут в день ловить десять воров».

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Сумы — как пример

История с подвыпившим мужчиной в Сумах, над которым издевались патрульные Алина Ковалева и Владислав Бойцун, облетела всю страну. Жители дома через окно сняли копов, мучавших на лавочке местного жителя. Они сняли с него шлепки, а своими ботинками давили ему пальцы на ногах. При этом оборачивались, никто ли их не видит. Невольные очевидцы этой истории, судя по комментариям за кадром, решили, что съемка и демонстрация ролика в интернете более эффективна, чем просто остановить беспредел. А вот причина такого поведения полицейских так и осталась не ясна.

Советник главы МВД Иван Варченко рассказал нам, что такие случаи — исключение. А что касается избиения как способа поднять статистику, то это, по словам Варченко, «вообще на голову не налазит».

«Это абсолютная нелепость. И если говорить о случаях насилия со стороны милиции и полиции, то сейчас это исключения, о которых кричит вся Украина. И ситуация, которая произошла в Сумах, тому подтверждение. Их не просто уволили — открыто уголовное производство. И это происходит как раз потому, что сейчас никто ничего не скрывает. Динамика по спаду таких случаев огромная. Ведь люди, которые работают, понимают, что, с одной стороны, мы набираем кадры из гражданского общества. А оно зреет, в том числе, чтобы не допускать насилия. С другой стороны, они понимают, что находятся под постоянным присмотром. Это видеокамеры, которые есть на лацканах, это возможность видео- и фотофиксации со стороны граждан, поэтому говорить о выводах этой организации рано. Но если это делают, чтобы похвалиться результатами работы, то это очень странно», — сказал нам Варченко.

Наказывают деньгами

Но в организации «Правозащитники страны» (она защищает копов) говорят обратное. Причем сами патрульные уже пошли в суды отменять показатели.

«Никто эти количественные показатели не отменял. И мы сейчас в судах отстаиваем права таких полицейских, у которых их требует руководство. А в случае невыполнения есть наказание — копов лишают премий. Сейчас в работе почти 60 таких исков в суды, а происходит это в половине областей страны», — говорит «Вестям» глава профсоюза «Правозащитники страны» Сергей Джихур.

Он приводит пример одного из таких дел. «После удачно выигранных судов в руководстве полиции стали осторожнее. Знают, что их могут записать. Поэтому не говорят прямо, что норма — «10 протоколов», а лишают премии. Месяц прошел, у полицейского нет этой нормы, и он остался без премии. Мол, недовольны работой. Ведь если у человека нет этого количества протоколов, то это не свидетельствует о том, что он не работал. Это свидетельствует о том, что на его участке не произошло никаких правонарушений», — поясняет Джихур.

По его словам, проблема настолько серьезная, что телефон не умолкает весь день. «Патрульные — это люди, которые пришли не из полиции, поэтому защищают свои права очень активно. И многие по этой причине стали уходить. А вот переаттестованные поначалу были менее активны, но когда увидели, что с этим можно бороться, тоже звонят и консультируются. На местах и в областных управлениях руководители вытворяют что хотят, им дали полную свободу. Мы не видим кадровых изменений, часть руководителей выгораживают и отбеливают. А они продолжают держать такую методику управления. Сейчас шквал звонков из-за того, что не ведется учет времени. Люди работают сверх нормы, им никто это не компенсирует. И люди на износе», — добавляет Джихур.

Схемы раскрываемости

За системой показателей, к слову, погнались уже целыми городами. В мае сотрудники СБУ провели обыски сразу в четырех отделениях полиции Запорожья — Шевченковском, Вознесеновском, Днепровском и Коммунарском районах. Дело в том, что опера, следователи и прокуроры наладили схему «раскрываемости преступлений». Они использовали «многоэпизодников» — маргиналов, бравших на себя вину по ряду дел. По данным источников «Вестей», в деле фигурируют три десятка копов и почти десять прокуроров, закрывавших глаза на нестыковки в показаниях подозреваемых. Уголовное производство открыто по трем статьям: «привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности», «превышение власти или служебных полномочий сотрудником правоохранительного органа» и «незаконное производство, хранение и сбыт наркотиков».

«Сотрудники полиции применяли насилие к невиновным, фальсифицировали доказательства обвинения и сбыта наркотических средств на территории города. Причем делают это в следственном изоляторе», — говорится в материалах дела.

В Черкасской области у оперативника уманской полиции тоже начались неприятности. Его поймали на подделке показаний, допросов и рапортов фигурантов кражи. Так, считают в прокуратуре, полицейский «наращивал показатели в работе — искусственно создавал видимость расследования».

Зачем нужна статистика

Доктор юридических наук Олег Мартыненко говорит, что показатели нужны для выбивания бюджета. «Министр, получая треть суммы, заявленной из бюджета, просит добавить еще несколько миллионов. Но нужна аргументация, почему это не Минсоцполитики или другое ведомство, ведь всем урезали бюджет. Вот тогда и получают подчиненные указ искусственно нагнать показатели — это обычная политическая ситуация. Также «работают» областные управления полиции, получающие финансирование от местных органов самоуправления. Понятно, что часть «попилили» по карманам, но что-то пошло в бюджет местной полиции», — объяснил нам Мартыненко.

По его словам, новые полицейские пришли только в патрульную службу. А на местах остались все старые. «Потеряли от силы 13–15% милиционеров, но потом 8% (половина уволенных) из них по судам восстановились. И не нужно забывать, что руководителями всех областных и местных отделений милиции были люди, назначенные старой властью.  Недавно было еще одно исследование Харьковского института социальных исследований, они тоже замеряли, что сейчас насилие, пытки и жестокое обращение среди правоохранителей вышло на уровень 2011 года. Это был один из очень высоких показателей», — говорит Мартыненко.

Евгения Иванова