Новости

РАКЕТА И ПОГРОМ

Капиталист не может добиться успеха без средств, технологий и кадров, созданных для него обществом

Успешный запуск американского космического корабля Dragon 2 был омрачен неприличной пропагандистской свистопляской, сопровождавшей возрождение американской пилотируемой космонавтики. Если верить словам штатных и добровольных пропагандистов, успех компании Space X «обнулил» всю историю космонавтики – вплоть до 2020 года. И сейчас мы якобы стоим на пороге новой эры, когда частные космические компании – вызывающие нехорошие ассоциации с Weyland-Yutani Corpotation из «Чужого» – будут десятками клепать звездолеты, бороздящие просторы Вселенной.

Впрочем, до этого нам, скорее всего, далеко. В эти кризисные времена бюджет США не потянет содержание второго Илона Маска, с целью создания «здоровой рыночной конкуренции» на околоземной орбите. Остается лишь надеяться, что Россия объявит «Роскосмос» частной компанией, провозгласит Дмитрия Рогозина гением и создаст за десять лет космический корабль «Медведь-Ы». Почему «Ы»? Во-первых, чтобы никто ничего не понял. А, во-вторых, буква «Ё» уже была зарезервирована для «Ё-мобиля», детища другого «атланта», миллиардера Михаила Прохорова.

Пропагандистский шум вокруг запуска Dragon2 вполне объясним. Эпоха капиталистов-новаторов канула в Лету с машиной Форда, аэропланом братьев Райт и электричеством, посредством которого Эдисон убил когда-то слона. Сегодня капиталисты скорее ассоциируются с банкирами, рантье и талантливыми маркетологами – вроде Стива Джобса или нынешнего героя Илона Маска. Хотя их польза для общества вызывает законные сомнения у постоянно растущего числа беднеющих граждан. В XVIII веке для прославления выродившегося дворянства печатались рыцарские романы, а в XXI веке СМИ создают образ гениальных бизнесменов-ученых, «железных человеков», которые при ближайшем рассмотрении больше напоминают другого персонажа марвеловского сериала – Мандарина, злоупотребляющего веществами артиста, призванного изображать злодея на публику.

Самое забавное, что в истории США был реальный кандидат на место условного Тони Старка. Талантливый физик Роберт Годдард родился в 1882 году и с детства увлекался космическими проектами. Как и полагается американскому гению, он собирал свои ракеты в сарае, на деньги спонсоров, а запускал их на ранчо. Весной 1945 года Годдард увидел трофейные немецкие Фау-2, что повергло изобретателя в депрессию, которая вскоре отправила его на тот свет. Космос оказался частному бизнесу явно не по зубам.

Илон Маск находится в куда более выгодном положении – ведь он опирается на поддержку NASA и получил многомиллиардное финансирование за счет американских налогоплательщиков. Но здесь мы возвращаемся к ключевому вопросу – зачем нужен капиталист, который не способен добиться успеха без средств, технологий и кадров, созданных для него обществом? Тем более, что американский народ давно запустил человека в космос, достиг Луны, создал орбитальную станцию «Скайлэб», программу «Спейс Шаттл», отправил автоматические станции на Марс, в дальний космос – и все это без «гениального Маска». Не говоря уже об исторических успехах советской космонавтики, которые осуществлялись без какого-либо участия частного капитала.

«Рыночная космонавтика» сильно напоминает «феодальную индустрию» XVII-XVIII веков, когда знатные вельможи создавали под королевской эгидой компании для торговли с Индиями, а в поместьях устраивались фабрики где работали подаренные монархами крепостные. Финал соревнования эффективных феодальных предприятий Демидовых и Строгановых с промышленной индустрией Европы достаточно хорошо известен и в наши дни – чтобы создать полноценную армию, царям все равно пришлось строить казенные государственные заводы.

Похоже, нам не придется ждать сто лет для установления истины в этом споре. Весьма символично, что запуск ракеты Маска сопровождался массовыми беспорядками, охватившими крупнейшие города США. Ничто так не демонстрирует противоречие между архаичной рыночной системой, приобретенной еще в XVIII векн, и сверхсовременными технологиями, которые можно полноценно реализовать только в условиях совершенно другого общества.

А обострившийся кризис вряд ли позволит финансировать дорогостоящие пиар-проекты, призванные легетимизировать пережившую себя капиталистическую систему.

Артем Кирпиченок