Новости

Раздрай у моря мира

Куда заведёт конфликт на Южном Кавказе?

Ситуация на Южном Кавказе по-прежнему остра и остаётся в центре внимания. Как она может развиваться? Есть ли то, что вселяет надежды? Об этом разговор с председателем Общероссийского Движения Поддержки Флота, капитаном первого ранга запаса, кандидатом политических наук Михаилом Ненашевым.

- Михаил Петрович, недавно появилась новая горячая точка вблизи России – Нагорный Карабах. В этой истории много составляющих. Очевидно, например, что тлевший долгие десятилетия конфликт, затрагивает и регион Каспийского моря. Чего ожидать?

- События на Южном Кавказе, где разворачивается настоящая драма, естественно, волнуют, поскольку происходят рядом и касаются двух близких стран. И особенно это важно для азербайджанцев и армян, которые проживают в России. Чисто по-человечески мы сопереживаем происходящему, не выделяя кого-то из народов особо. В первую очередь мы заинтересованы, чтобы перестала литься кровь. В России хотят развития событий в мирном направлении, а не по пути нарастания агрессивности. Я общаюсь с армянами, азербайджанцами, их всё это глубоко трогает, хотя каждый трактует происходящее по-своему. Но нет иной альтернативы, чем примирение и поиск приемлемого для всех выхода из положения. Что касается Каспия, Россия прилагала и прилагает много усилий, чтобы это море было регионом сотрудничества и добрососедства. И речь не только о прикаспийских странах, но и о тех, что рядом. 

Надеюсь, горячая стадия вокруг Нагорного Карабаха в ближайшее время завершится. Тем более, что мы видим реальную работу России по остановке боевых действий. Если откровенно, никто, кроме нас, не в силах остановить развернувшиеся столкновения.

- Но нельзя исключать иного. И что тогда будет с Каспием, с проектом, что он – море сотрудничества?

- Опасный сценарий возможен. Американцы, британцы через своих союзников, сателлитов будут стараться давить, к примеру, через одну из прикаспийских стран, и на тех, с кем давно в том регионе работают. Будут играть на обострение обстановки. Всё предпримут, чтобы навредить усилиям России по поддержанию безопасности в регионе. С Ираном у них в ближайшее десятилетие вряд ли что-то сладится, если использовать термин Трампа. США будут мешать решению практических вопросов, например, по разделу Каспия, в сфере рыболовства, развития транспорта, охраны окружающей среды. Это сейчас решается прибрежными странами в духе конструктивности. Американцы вносят нервозность, агрессивность, используя и зависимые от них государства, и различные региональные структуры. 

Конфликт, с обывательской точки зрения, вроде бы не у самих российских границ, но он нас сильно касается, как и, скажем, обстановка в Киргизии. Нам совсем не нужно, чтобы киргизская турбулентность превратилась в расширяющийся рукав Афганистана. Там племена и кланы двести лет враждуют, воюют между собой – войны будто бы внутренние, но сплошная бедность населения, нестабильность ведут к тому, что, например, наркотрафик из Афганистана только растёт. Порождается масса других проблем в Азии и других регионах, близких к России. Зачем нам просто смотреть как Киргизия или Южный Кавказ превращаются в очередные горячие точки, в крайне опасную зону для российских интересов?! Армяно-азербайджанский конфликт может стать не только источником проблем для близкого региона, но и привести к ослаблению мировой безопасности, и без того хрупкой. Главное – остановить стрельбу, не допустить, чтобы туда перебрасывали наёмников, добиться устойчивого перемирия, а остальное должны решать дипломаты на пути взаимных уступок и договоренностей. Хотя картина такова, что слова о компромиссах пока ситуативные. Такие конфликты длятся десятилетия, нет быстрых решений.

Думаю, это понимают не только в России, но и в самих этих странах, хотя больше – и те, и другие – уповают на силу. А мы объективно заинтересованы в мире и будем работать именно в этом направлении.

- Есть ещё турецкий фактор. Его нельзя недооценивать. 

- Турция без стеснения подаёт себя союзником Азербайджана, сама себя провозгласила главной в регионе. Но, судя по всему, власти Турции переоценили себя, хотя, думаю, не перестанут действовать для подтверждения доминирования. К этому примыкают сложности в связках Турция-Греция, Турция-Кипр, Турция-Ливия. Видим мы и то, как они пытаются вести с нами торги то по «Турецкому потоку», то по Сирии. Теперь дают понять, прежде всего, Западу, что могут создавать через армяно-азербайджанский конфликт сложности для России. Ещё и из-за этого Россия стремиться как можно быстрее прекратить вооружённые стычки. Посланы сигналы и туркам, и всем, кто хотел бы там побольше «горяченького»: мы всё видим, будем тушить пожар. История многогранная и давняя-давняя. Мы ведь с турками, как бы там ни было, союзники по борьбе с террористическим интернационалом в Сирии. И там надо довести дело до уничтожения системных боевиков. На Южном Кавказе наша задача сдерживать и воюющие стороны, и тех, кто их подначивает.  

- Интересно, что в самые тревожные дни, когда уже гибли и мирные люди по обе стороны, успешно прошли испытания нашей гиперзвуковой ракеты «Циркон».

- Сначала напомню, что именно из Каспийского моря Россия впервые испытала два года назад нанесение ракетного удара «Калибрами» по террористам в Сирии.

Запуск "Циркон"
Запуск «Циркон»/Источник: Минобороны России / youtube.com

Для ВМФ и всех наших Вооружённых сил «Циркон» знаменует системное обновление вооружения и техники, появление новых ракетных комплексов защиты России и обеспечения международной безопасности. Не так давно кто-то иронизировал, что, мол, это – какие-то мультики, слайды, картинки. Теперь мир увидел, что «Циркон» способен нанести молниеносный удар за тысячу километров с точностью до метра. Это, по сути, приводит к изменению стратегической обстановки. «Циркон» не просто гиперзвуковая ракета – она может быть оснащена как обычными взрывчатыми веществами, так и, на случай если кто-то нам будет угрожать, ядерной боеголовкой. Это меняет баланс сил. Радует, что заявленные планы были реализованы так быстро. «Циркон» - показатель качественного развития отечественной науки и промышленности. Поймите, такие вещи могут делать две-три страны в мире из более чем двухсот существующих. Это испытание свидетельствует и о новом качестве подготовки офицеров, всех моряков нашего флота, воинов других видов Вооружённых сил. У них настрой и уровень высокопрофессиональный. 

Россия никому не угрожает, нам не нужны чужие территории, нам бы свои освоить эффективно, разумно, а для этого есть всё более надёжный щит и люди, которые ответственно делают воинскую и оборонную работу. Всю нашу страну можно поздравить с «Цирконом».

Владимир Сухомлинов