Новости

Разворот Зеленского к ПЦУ: причины и следствия

Зеленский пригласил главу Фанара в страну, Шмыгаль заявил о финансировании ПЦУ, дипломаты вовсю продвигают эту структуру. Куда исчез нейтралитет украинской власти?

Украинская власть похоже окончательно решила наступить на те же самые грабли, которые больно ударили П. Порошенко на прошлых выборах президента. Что является причиной нынешних усилий власти по продвижению проекта «ПЦУ» и какие последствия это может иметь для украинского государства и общества? Попробуем разобраться.

В августе 2019 г. новоизбранный Президент Украины Владимир Зеленский во время визита в Турцию посетил Фанар, где встретился с патриархом Варфоломеем. Во время этой встречи произошел дипломатический скандал, поскольку В. Зеленский в последний момент отказался подписывать совместное заявление с главой Константинопольской Церкви, которое было уже подготовлено украинским МИДом. Официально причина такого демарша озвучена не была, но секрета никто не делал: в заявлении были слова о господдержке ПЦУ и о выполнении новой властью обещаний, данных Фанару П. Порошенко.

Обещания эти, напомним, состояли не только в поддержке ПЦУ и принуждении Украинской Православной Церкви влиться в эту организацию, но также и в том, чтобы отдать Фанару несколько десятков украинских монастырей и храмов в качестве ставропигий. Для В. Зеленского это тогда было уже совсем too much и подписываться под этом он отказался. А для того, чтобы патриарху Варфоломею все стало бы совсем понятно, заявил буквально следующее: «Власть не должна вмешиваться в церковные дела, я буду защищать независимость Церкви». Но через год все поменялось.

Власть не должна вмешиваться в церковные дела, я буду защищать независимость Церкви.

Владимир Зеленский – патриарху Варфоломею в 2019 году

16 октября 2020 г. В. Зеленский нанес визит патриарху Варфоломею в его резиденции на Фанаре и официально пригласил его посетить Украину в следующем году. «Благодарен за все, что вы сделали и делаете для Украины. Для нас важна такая поддержка на пути к миру. Украина – теплая и гостеприимная. Мы все будем очень рады вашему приезду, это будет очень важный визит для Украины», – сказал В. Зеленский.

Встреча В. Зеленского и патриарха Варфоломея на Фанаре 16.10.2020 г. Фото: president.gov.ua

Интересная деталь этого визита: В. Зеленский, который в начале своего президентства заявил: «Не ищите меня в церкви» и который действительно не посещал в Украине церковных служб даже на Рождество и Пасху, во время визита на Фанар вдруг оказался на богослужении, которое совершал митрополит Галльский Эммануил (Адамакис). Если кто не помнит, он был одной из главных фигур в проекте «ПЦУ». 15 декабря 2018 года он возглавлял так называемый «объединительный Собор» в Киеве, на котором эта организация и была создана.

Анализируя изменение религиозной политики украинской власти за последнее время следует также упомянуть два кадровых решения. В конце сентября один из отцов-основателей ПЦУ, бывший глава Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Андрей Юраш был назначен главой Отдела по делам религий и национальностей Кабинета Министров Украины. Это подразделение было воссоздано в структуре Секретариата КМУ также в сентябре специально под Юраша. А 4 ноября 2020 г. с поста первого заместителя главы Офиса президента был уволен Сергей Трофимов, чиновник, который не только не скрывал своей принадлежности к УПЦ, но и был замечен в исполнении обязанностей иподиакона на богослужении.

«Символ веры» Шмыгаля на Фанаре

Денис Шмыгаль читает на Фанаре "Символ веры". Фото: скриншот видео

30 ноября 2020 г. на Фанаре по случаю праздника святого апостола Андрея Первозванного побывала представительная делегация правительства Украины, возглавляемая премьер-министром Денисом Шмыгалем. Интересный пассаж по этому поводу выдал А. Юраш: «Сегодня на Фанаре – в резиденции Вселенской Патриархии Константинополя – самый большой годовой праздник – чтут по новому стилю, по которому живет эта Церковь, память своего Основателя и Апостола Андрея Первозванного! <…> Разделить радость этих торжеств в Стамбул прибыли делегации из Украины, Ватикана, Финляндии».

Во-первых, нетрудно заметить, что в понимании Юраша праздник апостола Андрея Первозванного для Фанара «самый большой годовой праздник», т.е. больше чем Пасха и Рождество. Возможно так оно и есть. В любом случае, оговорочка, что называется, по Фрейду.

А во-вторых, очень своеобразная на Фанаре собралась компания: «делегации из Украины, Ватикана, Финляндии». Т.е. ни одного представителя из какой-либо Поместной Церкви на этом «самом большом годовом празднике» не было. Даже Элладская, Александрийская и Кипрская Церкви, делом доказавшие свою преданность Фанару не прислали своих представителей чтобы разделить «радость этих торжеств». Что это? Боязнь коронавируса или демонстрация истинного отношения к патриарху Варфоломею? Вопрос оставим открытым, но заметим, что Д. Шмыгаль коронавируса не побоялся, масочку надел и все.

https://spzh.news/mediafiles/dha7Vf/thumbs/mBMF5f_5fc63e05166935_42371762-tmb-720x411xfill.jpg

Встреча патриарха Варфоломея с украинским премьер-министром на Фанаре. Фото: kmu.gov.ua

Тем не менее, Денису Шмыгалю, который не так давно принимал участие в паломничестве УГКЦ, на службе фанариоты доверили читать «Символ веры» и «Отче наш». Необычайный знак доверия со стороны патриарха Варфоломея.

Вместе с премьер-министром на Фанар прибыли посол Украины в Турции Андрей Сибига, первый заместитель министра иностранных дел Эмине Джапарова, заместитель министра экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тарас Качка, генеральный консул Украины в Стамбуле Александр Аман, советник премьер-министра Украины по международным вопросам Елена Котлярова и другие чиновники. Зачем везти к патриарху Варфоломею такую большую делегацию? Ведь с большинством из них у него просто нет тем для обсуждения. Вывод один – правительство Украины из кожи вон лезет чтобы показать патриарху Варфоломею свою лояльность. Этот вывод подтверждается и заявлениями Д. Шмыгаля, который заверил, что детищу Фанара ПЦУ предоставляется полная юридическая и экономическая поддержка, а функционирование ставропигии Фанара в Киеве стало «важным фактором развития религиозных процессов в Украине».

Слова премьер-министра о том, что «предоставление Томоса об автокефалии открыло новые перспективы для более гармоничного развития христианства на украинских землях и более полного удовлетворения духовных потребностей верующими, которые принадлежат к византийской духовной традиции» у любого знакомого с многочисленными фактами насилия над верующими УПЦ, вызывают только горькую усмешку.

Но ради достижения своих целей политики не чуждаются и подобных заявлений. Какие же это могут быть цели? Что заставило украинские власти развернуть религиозную политику на 180 градусов? Зачем за счет налогоплательщиков на Фанар привезли столь представительную делегацию? И ради чего правительство, судя по всему, все-таки собирается предоставить патриарху Варфоломею все то, что наобещал ему П. Порошенко?

Что заставило украинские власти развернуть религиозную политику на 180 градусов?

Давайте вспомним, что на президентских выборах 2019 года Епифаний и члены его структуры откровенно поддерживали Порошенко. Причем, эта поддержка порой выражалась в откровенно пренебрежительной, и даже оскорбительной форме по отношению к Зеленскому и его команде. Конечно, отсутствие злопамятности – это почти христианская добродетель, но начать оказывать поддержку людям, которые тебя, и твою команду публично презирают – для этого нужны веские причины.

Что заставило Зеленского вернуться к «порошенковской» церковной политике?

Разворот религиозной политики украинских властей имеет как внутреннего, так и внешнего адресата. Внутри страны рейтинг действующего президента и партии власти снижается. Результаты недавних местных выборов показали разочарование людей в политике В. Зеленского. А уменьшение рейтинга партии власти провоцирует разногласия в этой самой партии. Различные группы влияния начинают тянуть одеяло на себя и вычислять, кто окажется победителем на очередном круге политической карусели и к кому нужно заранее примкнуть.

Президент уже не может в такой ситуации принимать нужные ему решения и поэтому старается всеми силами повысить свой рейтинг. Еще в древнем Риме политики вывели правило, согласно которому народ требует от власти хлеба и зрелищ и если власть это дает, то она народу нравится. Но хлеба дать у украинских властей не получается в силу провальной экономической политики, высокого уровня коррупции, неблагоприятной внешней конъюнктуры, зависимости от внешних центров в принятии решений и, конечно же, эпидемии коронавируса.

Проще говоря, у государства нет денег, раздавать нечего. Более того, уже анонсировано очередное повышение коммунальных платежей, цен на газ и электричество. Значит остаются зрелища. Возможно разыгрывая религиозную карту, власть просто пытается отвлечь внимание народа от непопулярных решений в экономической и социальной сферах, которые последуют в ближайшем будущем. Если же В. Зеленский таким образом пытается снискать симпатии националистически настроенного электората при том, что его предшественник обжегся на этом очень сильно, то это или банальная глупость, или вопиющая некомпетентность окружения Президента. Националистический электорат к В. Зеленскому не побежит в любом случае, а вот те 73,22 % избирателей, которые поддержали его во втором туре президентских выборов в 2019 г. еще больше в нем разочаруются. Но думается, что в нынешней ситуации куда более значимым является внешний фактор.

Сегодняшние отношения Украины с условным Западом довольно сложные. Нашему правительству позарез нужны деньги, а запад денег не дает, потому что, во-первых, коррупция процветает, а во-вторых, украинские власти в последнее время замахнулись на систему контроля над нашим государством со стороны запада в виде антикоррупционных органов. В августе 2020 г. Конституционный суд Украины признал указ о назначении Артема Сытника директором НАБУ неконституционным и с тех пор его пытаются уволить. Пока безуспешно. А в октябре 2020 г. Конституционный суд отменил электронные декларации, наказание за незаконное обогащение, а также некоторые другие антикоррупционные нормы. О том, что подобное посягательство на контроль Запада над Украиной не останется безнаказанным и что Украину могут лишить финансирования по линии МВФ и других финансовых структур эксперты говорили еще летом.

Поэтому украинским властям срочно нужно показать Западу свою лояльность и готовность участвовать в западных проектах, подобных ПЦУ. О поддержке Фанара заявляют, как нынешняя администрация президента США Д. Трампа, так и следующий (скорее всего) президент Д. Байден. Поэтому изъявление готовности украинской власти включиться в американский религиозный проект в Украине – это беспроигрышный вариант. Его будут приветствовать в США независимо от того, кто станет следующим хозяином Белого Дома.

Но есть и еще одно объяснение происходящего. Это очень смелое предположение, которое пока еще не имеет под собой зримых оснований, но которое вписывается в логику последних мировых событий в религиозной сфере. Дело в том, что примерно за два месяца до того, как премьер Д. Шмыгаль нанес визит патриарху Варфоломею, руководитель Офиса президента Андрей Ермак провел в Риме очень необычную встречу с государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином. Ее необычность заключалась в том, что она происходила настолько закрыто, что на ней не присутствовали даже переводчики, а в подготовке этой встречи не привлекались ни украинский МИД, ни посольство Украины в Италии и при Святом Престоле. В интервью агентству «Бабель» А. Ермак сообщил, что среди прочего проговаривался визит папы Франциска в Украину. Данное приглашение официально озвучил В. Зеленский 8 февраля 2020 г. в Ватикане.

В. Зеленский и папа Франциск. Фото: president.gov.ua

Если и Шмыгаль на Фанаре, и Ермак в Риме говорили об одном и том же, тогда логично будет предположить следующее: а не задумывается ли одновременный визит в Украину и патриарха Варфоломея, и папы Франциска на день Независимости? Для украинской власти это был бы просто головокружительный успех во внешней политике, а лидеры Фанара и Ватикана получили бы прекрасный повод сделать следующий шаг на пути к своему объединению, о чем они неоднократно заявляли. А если к этому приурочить еще какое-нибудь миротворческое мероприятие на Донбассе, то картинка получается вообще замечательной. Кстати, речь о Донбассе шла как во время визита В. Зеленского на Фанар 16 октября 2020 г., так и в разговоре А. Ермака с Пьетро Паролином 5 окрября 2020 г. в Риме.

Повторим, это только предположение, а более зримые последствия изменения религиозной политики украинских властей могут быть следующие.

Последствия разворота религиозной политики Зеленского

Во-первых, в стратегическом плане вмешательство светской власти в церковные дела – это заведомо проигрышный вариант. Доказано П. Порошенко. Нельзя думать, что можно враждовать с Церковью Христовой и что у тебя будет все хорошо. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет…» (Гал. 6, 7). Как уже говорилось выше, заигрывание с националистическим электоратом не приводит к поддержке со стороны этого электората. Дать народу информационный повод и отвлечь от экономических проблем – может быть в какой-то небольшой степени и получится. Но повысить свой рейтинг таким образом партии власти не удастся.

В стратегическом плане вмешательство светской власти в церковные дела – это заведомо проигрышный вариант. Доказано П. Порошенко.

Во-вторых, все последние контакты украинских властей с Фанаром – это, как ни парадоксально, не очень хорошая новость для ПЦУ. В лице Михаила (Анищенко) Фанар рукоположил в Украину архиерея, хиротония которого в отличие от Сергея Думенко и прочих «архиереев» ПЦУ сомнений не вызывает. Передача Фанару монастырей и храмов в качестве ставропигий несомненно получит свое дальнейшее продолжение, а это означает, что ПЦУ придется оказывать Фанару «сыновнее послушание» и делиться таковыми монастырями. Вообще, в последнее время наблюдается два интересных процесса. С одной стороны, усиление влияния фанариотского экзархата в Украине, а с другой – увеличение разногласий между «архиереями» ПЦУ, которое уже невозможно скрыть. И это для данной организации – тревожный звоночек. Бывший митрополит Александр (Драбинко), который как никто иной чует изменение религиозной ситуации, подарил экзарху ризу покойного Митрополита Владимира. Причем подарил сразу же, едва тот вернулся в Украину после своей хиротонии. Будет интересно понаблюдать за дальнейшей карьерой бывшего митрополита.

В-третьих, Украинской Православной Церкви стоит готовится к новой волне гонений со стороны власти. Очень вероятно, что вновь будет поднята тема переименования УПЦ. Среди епископата будут искать слабые звенья, чтобы переманить в ПЦУ. Думается, что шансов на это еще меньше чем у П. Порошенко в 2018-2019 гг., но попытки будут. Тема захвата храмов и незаконной перерегистрации общин в ПЦУ обретет новое дыхание. Не так давно Сергей Думенко жаловался, что государство не помогает ему приобретать новые церковные общины, возможно он будет утешен в этом плане. Вероятно, какие-то монастыри и храмы государство попытается отобрать в пользу фанариотского экзархата.

Украинской Православной Церкви стоит готовится к новой волне гонений со стороны власти.

Что делать верующим УПЦ в такой ситуации? Думается, что очень точный ответ на этот вопрос дал Блаженнейший Митрополит Онуфрий в разгар кампании по принуждению епископата УПЦ объединиться с раскольниками. Он тогда сказал, что не нужно смотреть на то, что происходит сейчас, а нужно думать прежде всего о том, что каждый из нас скажет Богу на Страшном Суде. И это очень точный и ценный совет: в пылу церковно-политических событий мы часто забываем, что настоящий глава Церкви не патриарх Варфоломей или кто-то из его окружения. И вся эта крысиная возня с участием раскольников ПЦУ и иерархов Фанара – не более, чем страница в истории Православия, которая рано или поздно будет перевернута.

Кирилл Александров